Эксплуатанты оценивают новейший среднеразмерный бизнес-джет
С момента начала эксплуатации самолета G150 в конце 2005 г. компания Gulfstream Aerospace поставила заказчикам уже более 65 машин. Таким образом, новая модель стала серьезным конкурентом другим деловым реактивным самолетам средней размерности. По словам операторов, в этом бизнес-джете сошлись воедино привлекательная цена и экономичность в эксплуатации, выдающиеся взлетно-посадочные характеристики и высокая крейсерская скорость, комфорт и надежность.
Для многих операторов ключевым фактором, повлиявшим на принятие решения о покупке, стала цена самолета. Большинство первых покупателей приобрели свои экземпляры менее чем за 14 млн долл. Теперь, спустя три года, производитель поднял цену всего до 14,5 млн долл. в стандартной комплектации — очень выгодное предложение по сравнению с многими конкурентами в этом классе.
G150 — единственный среднеразмерный бизнес-джет стоимостью менее 20 млн долл., способный перевезти четырех пассажиров на расстояние 5550 км. Он также может похвастаться наикратчайшей длиной разбега при международной стандартной атмосфере из всех аналогичных моделей — кроме, пожалуй, Citation Sovereign. Еще одна сильная сторона G150 — возможность эксплуатации в жарком и высокогорном климате.
По отзывам первых операторов, проблем в эксплуатации G150 доставляет очень мало. Интервалы проведения регламентного обслуживания по формам A-check и C-check составляют 500 часов или 12 месяцев, что подразумевает минимальное время простоя. Успех G150 подтверждает верность выбранного Gulfstream пути: модифицировать проверенные временем конструкции, вместо того чтобы кидаться с головой в новые разработки и рисковать бизнесом. Действительно, G150, который является логическим продолжением модели G100, представляет собой воплощение консерватизма конструкторской мысли.
Поставьте бок о бок G150 и G100, и вам сразу же станет ясно: у них общие корни. И действительно, обе модели имеют один и тот же сертификат типа, выданный Федеральной авиационной администрацией США (FAA) еще на оригинальную модель 1985 г. Astra производства компании Israel Aircraft Industries. На G150, как и на G100, установлены надежные двигатели Honeywell TFE731-40 — но с тягой, увеличенной на 4%. От предыдущей модели также унаследованы сверхкритический профиль крыла, крестообразное хвостовое оперение и большинство бортовых систем.
Но на этом сходства в основном и заканчиваются. Новейшая модификация почтенной конструкции сочетает в себе незаурядные инженерные решения IAI и способность Gulfstream откликаться на запросы заказчиков. Если самолеты линейки Astra/SPX/G100 предназначены для пилотов и инженеров, то G150 создан для пассажиров и финансовых директоров.
Салон G150 стал более вместительным по сравнению с G100. |
Аэродинамические поверхности G150 подверглись тщательному "вылизыванию". |
Салон G150 на 30,5 см шире, на 5 см выше и на 18 см длиннее, чем у G100. Запас топлива увеличен на 424 кг — в основном за счет установки переднего фюзеляжного топливного бака. Причем эти нововведения утяжеляют планер лишь на 197 кг.
По сравнению с G100 модель G150 обладает увеличенной дальностью полета, улучшенными ВПХ и гораздо более совершенным комплексом авионики, в состав которого входят широкоформатные жидкокристаллические пилотажные индикаторы. Среди прочих достоинств — значительно более просторный и тихий салон, а также увеличенное на 50% место для багажа. Несмотря на более крупные размеры и повышенный вес планера, G150 расходует на большинстве режимов примерно столько же топлива, сколько и G100. Большая часть улучшений в области экономичности и дальности полета — результат "вылизывания" аэродинамических поверхностей с целью уменьшить лобовое сопротивление.
На сегодняшний день более 80% всех проданных G150 эксплуатируются в США. Пять экземпляров зарегистрированы в Испании, по два — в Австрии, Канаде и Мексике, по одному — на Бермудах, в Германии, Пакистане, на Филиппинах и на Украине.
В данной статье мы ориентировались на отзывы исключительно американских операторов как наиболее крупной референтной группы. Большинство из них эксплуатируют по одному экземпляру G150. Многие операторы пересели на эту модель с меньших по размерам деловых самолетов — таких как Cessna Citation серии 500, Learjet серии 30 или G100/Astra 1125.
Многие операторы заявили, что приняли решение приобрести G150, исходя из сравнительного анализа имеющихся на рынке среднеразмерных деловых самолетов. Они рассматривали Citation XLS, имеющий отменные ВПХ, — но эта модель уступала в дальности полета и крейсерской скорости, а также расходовала больше горючего, чем G150, при полете на одинаковое расстояние. Еще одним конкурентом Gulfstream был Learjet 60XR, однако у него оказался значительно менее просторный салон, меньшая на 1480 км дальность полета и более длинная потребная ВПП, особенно при взлете с высокогорных аэродромов и в жарком климате. Были рассмотрены и модели Hawker 850XP/900XP, которые, как выяснилось, уступают в дальности, скорости и эффективности в эксплуатации. Мог подойти Citation Sovereign — с учетом его конкурентоспособной дальности и непревзойденных ВПХ — но этот вариант был отвергнут из-за продолжительных сроков поставки и дороговизны (он стоит на 4 млн долл. дороже, чем G150).
Некоторые операторы приценивались к Challenger 300, Falcon 2000EX и Gulfstream G200 из-за их трансконтинентальной дальности полета. Однако эти модели оказались бы гораздо дороже — и при покупке, и в эксплуатации.
По отзывам большинства эксплуатантов, G150 соответствует показателям максимальной дальности полета в 5550 км, анонсированным Gulfstream, или даже превосходит их.
Среднее значение веса пустого снаряженного самолета, по наблюдениям операторов, позволяет перевозить четырех пассажиров при полной заправке — как и обещано авиапроизводителем.
Эксплуатантам не составило труда перечислить пять главных достоинств самолета — большинство добавили еще парочку от себя. Чаще всего отмечали дальность, скорость полета и топливную эффективность; чуть реже — возможность варьировать грузоподъемность в зависимости от дальности полета, а также высокий коэффициент технической готовности и уровень комфорта.
Самолет может перевозить четырех пассажиров при полной заправке. Каждый пассажир сверх этого количества уменьшает дальность полета всего на 120 км. Самолет в стандартной комплектации способен перевезти семерых пассажиров на расстояние 5185 км или восьмерых — на 5065 км.
При крейсерском полете со скоростью 0,8М расход топлива составляет всего 635 кг в час.
По отзывам эксплуатантов, у G150 просторный салон, уютный туалет, хорошее внутрисалонное освещение и добротная меблировка. Иными словами, как выразился один из операторов, в своей новой модели Gulfstream исправил все недостатки G100.
Несколько операторов благоприятно отозвались о комплекте авионики Rockwell Collins Pro Line 21, установленном в кабине пилотов и включающем в себя четыре самонастраивающихся пилотажных индикатора диагональю 15,5 дюйма, вычислительную систему самолетовождения и опциональную интегрированную систему полетной информации.
Также упоминались стабильность при турбулентности, достигнутая благодаря сравнительно высокому коэффициенту удельной нагрузки на крыло и гибкой крыльевой конструкции; просторный багажный отсек объемом 1,55 м3; внешняя привлекательность самолета; хорошая тяговооруженность при отказе одного двигателя на взлете с высокогорного аэродрома при высокой температуре воздуха; отличные пилотажные характеристики.
Операторы, эксплуатирующие по одному экземпляру G150, часто называли в качестве положительного качества уровень послепродажного обслуживания, предоставляемого Gulfstream.
Эксплуатанты затруднились назвать пять недостатков бизнес-джета. Наиболее часто упоминалась задняя центровка самолета при полной заправке и при отсутствии или небольшом количестве пассажиров на борту. Мы прикинули центровку у одного самолета, оборудованного семью индивидуальными пассажирскими креслами, при перегоночном полете. Если на борту будут находиться двое пилотов, каждый весом 77 кг, а также 27 кг багажа на двоих, максимально допустимое количество топлива на борту составит 3900 кг. Причина в том, что задний фюзеляжный бак, в котором помещается более половины всего топлива при полной заправке, расположен в 33 см сзади от центра масс пустого снаряженного самолета.
Однако, по словам большинства операторов, это не налагает серьезных ограничений на повседневную эксплуатацию G150. Главное — правильно размещать пассажиров в салоне и быть внимательными при загрузке заднего багажного отделения, которое рассчитано на максимальный вес груза 498 кг.
Операторам также не понравились относительно высокий порожек дверного проема багажного отделения и размер самого проема — 57 х 62 см, который они сочли недостаточным. Еще они жаловались на то, что лестница заводской комплектации, прилагаемая для работы с багажным отделением, неудобна в эксплуатации и хранении.
Многие также отметили, что убираемый упорный колышек двери-трапа при небольшой загрузке самолета не достает до земли. Им приходится возить с собой деревянный брусочек, чтобы подкладывать под колышек, пока самолет не заправят. По словам отдельных эксплуатантов, при высоте дверного проема 131 см некоторые пассажиры ударяются лбом о верхний косяк во время посадки в самолет.
Комплекс бортового оборудования получает высокие оценки операторов. |
Ряд операторов жаловались на неудобные пилотские кресла. Другие были недовольны уровнем шума в кабине пилотов при скоростном крейсерском полете — "приходится работать в гарнитурах с активным шумоподавлением" — но при этом отмечали, что шума все-таки меньше, чем в модели G100. По словам представителей Gulfstream, проблема кабинных шумов наблюдается лишь у нескольких отдельных серийных самолетов и может быть устранена.
Большинство жалоб относительно кабины пилотов касалось неравномерной работы системы кондиционирования воздуха. "В кабине можно натурально испечься, при этом в салоне стоит холодрыга", — таков был один отзыв. Gulfstream пообещал устранить проблему.
Кое-кому пришлось не по душе качество заводской окраски. И довольно многие жаловались на работу установленной на борту системы спутниковой связи ICG Iridium — дескать, звонки срываются, а качество связи отвратительное. На это в Gulfstream ответили, что проблема будет решена за счет установки более качественного оборудования.
Вообще же, операторы были довольны уровнем послепродажной поддержки Gulfstream и тем, как компания откликалась на предложения заказчиков. "Они устранили почти все недочеты", — заявил один из опрошенных.
Операторы, эксплуатирующие по одному экземпляру G150, в целом оценивали самолет более высоко, чем те, у кого бизнес-джетов этой модели несколько. Также более щедры на похвалу были те, кто использует самолет относительно редко — в отличие от операторов с налетом более 500 часов в год.
Как видно из приведенной диаграммы отзывов, операторы поставили на удивление низкую оценку планеру в целом, хотя оценки отдельных компонентов и систем — таких как силовая установка и авионика — были весьма высокими.
Некоторые операторы, эксплуатирующие самые первые серийные машины, жаловались на сбои в работе гидросистемы. На более поздних бортах проблему устранили, но негативные отзывы повлияли на общую оценку этого параметра.
Операторы, использующие самолет сравнительно редко, высоко оценили качество услуг Gulfstream по снабжению запасными частями. Те же, кто летает чаще, выставили более низкую оценку. По их отзывам, у компании часто не оказывается в запасе нужных деталей, чтобы поддерживать интенсивную эксплуатацию G150.
Система техподдержки и обеспечения запчастями со стороны Honeywell и Rockwell Collins оценена высоко. Впрочем, некоторые операторы не сумели оценить этот параметр, поскольку у них до сих пор ничего не ломалось ни в двигателях, ни в авионике.
Высокую оценку получило соответствие реальных летных характеристик заявленным. По словам некоторых эксплуатантов, определенные параметры в реальности даже превосходят цифры, обещанные производителем. Другие же отмечали, что при эксплуатации в условиях высоких температур характеристики самолета заметно ухудшаются.
В целом же, по словам операторов, G150 — великолепная машина. "Она делает все, что обещает Gulfstream", — отметил один из эксплуатантов.
Источник: Bussines&Aviation