Дельфин – наследник престола

В истории вертолетостроения такое было не раз. Перспективная марка, которой бы еще жить да жить, вдруг по своенравной воле отдела маркетинга утрачивает династическую преемственность, и вместо звучного имени появляется что-то незаметное

В истории вертолетостроения такое было не раз. Перспективная марка, которой бы еще жить да жить, вдруг по своенравной воле отдела маркетинга утрачивает династическую преемственность, и вместо звучного имени появляется что-то незаметное. Так, вместо «дофина», или «дельфина», появился EC 155. «Сто пятьдесят пятый» продолжают так называть, но AS365 N3 - последний полноправный Dauphin, выпускающийся, кстати, до сих пор наряду с преемником.
Первым в роду был SA360, запущенный еще в компании «Аэроспасьяль» в начале 1970-х. Этот вертолет не получил большого распространения из-за создания более совершенного двухдвигательного варианта SA.365 Dauphin 2.

Высокоэффективный «наследник» AS365 N3 (взлетная масса 4300 кг) конца 1990-х годов был разработан для проведения операций в зонах с жарким климатом и условиях высокогорья. На ум немедленно приходит регион, куда входит Афганистан, Пакистан и Северная Индия. Однако этот вертолет чаще всего можно встретить во Французских и Швейцарских Альпах. Таким разносторонним его сделала силовая установка из двух Arriel 2C (852 л.с. каждый), оснащенных цифровым управлением (FADEC).

В AS365 N3 был применен новый 10-лопастный композитный Fenestron, сделавший его самым тихим из Dauphin. Вместе с EC 155 «Дофинов» было выпущено около 1000 шт.

Главной претензией к самому удачному AS365 N3 стал маломерный салон. Из тесного многоцелевого служебного вертолета (от борьбы с танками противника до SAR) захотелось получить корпоративный транспортник с большим салоном. Задача была выполнена, однако по дизайнерскому решению фюзеляжу 365-й серии нет равных. Его очень охотно заказывают в VIP-комплектации, поскольку Dauphin по праву считают самым изящным вертолетом. Однако этот красавчик радует глаз и как бортовая правоохранительная платформа, и как ТВ-вертолет.

Источник: Helicopter.su