Можно ли сегодня говорить о том, какие компании переживут кризис, а кому придется трудно?
Об итогах выставки EBACE-2009 мы беседуем с председателем правления российской Национальной ассоциации деловой авиации (НАДА) Леонидом Кошелевым.
Леонид Кошелев, Сергей Худяков (страховая компания РОСНО), Вадим Гамий (авиакомпания Jet 2000)
— Леонид Евгеньевич, как Вы считаете, EBACE-2009 чем-то отличалась от EBACE-2008? И если да, то чем?
— Если говорить об участии в выставке, то для отдельно взятой фирмы она год от года не меняется: фирма на выставке собирает потенциальных и действующих клиентов. Если же говорить о качественных изменениях, то в этом году акцент сдвинулся с производителей в сторону операторов, в сторону сервиса. Еще год назад представители банков дежурили у стендов производителей. В этом году центр внимания переместился в соседний павильон.
— Можно ли сегодня говорить о том, какие компании переживут кризис, а кому придется трудно?
— В любой отрасли, в том числе и в деловой авиации, будут выживать те, кто имеет наиболее сильные позиции и кто находится ближе к инфраструктуре — аэропортам, операторству. Сегодня это истеблишмент рынка. А сложности испытывают те, кто еще год назад был на гребне — брокеры, консультанты и посредники. Им сейчас живется труднее, чем реальному сектору. Посредникам всегда трудно в кризис: когда рынок на подъеме, клиенты не жалеют денег для того, чтобы получить ту или иную услугу без очереди через посредников. Сейчас ситуация изменилась.
— У Вас не складывается впечатление, что для россиян деловая авиация — нечто неизведанное, своего рода terra incognita?
— Действительно, складывается впечатление, что простые граждане считают деловую авиацию секретной игрушкой высшего общества. Это неправильная точка зрения, и с этим имиджем активно борются зарубежные ассоциации деловой авиации. На самом деле, деловая авиация — это просто транспорт, такой же, как автомобильный, железнодорожный или морской. Бизнес-авиация — естественная составляющая воздушного транспорта. Там, где выгоднее летать на частном самолете, этот самолет и будет логичным средством передвижения.
Ведь во многие районы России иначе и не попадешь. А многие люди просто увлекаются авиацией и хотят иметь свой самолет. Запретить деловую авиацию — это все равно что запретить частные автомобили и пересадить всех на общественный транспорт. И корпоративные самолеты имеют право на существование уже только потому, что они порой выполняют транспортные функции лучше, чем общедоступный транспорт.
— События последней выставки в Женеве прошли в России практически незамеченными. Как Вы полагаете, с чем это связано?
— У нас в стране не хватает профессионального журналистского взгляда на деловую авиацию. Недавно я просмотрел Интернет: было интересно, что пишут российские журналисты на эту тему. Скажу мягко: то, что пишется, весьма далеко от истины. Похоже, в нашей стране в самом понятии «деловая авиация» есть какая-то интрига, она многих интересует, но то, что про нее пишут, меня просто шокирует. Подменяются понятия, а вполне конкретные вещи подаются неправильно... Нашим журналистам пока еще не хватает экспертного мнения.
— Вас пригласили в одну из парламентских комиссий именно как эксперта в области деловой авиации. Как Вы думаете, удастся ли убедить министров и депутатов в том, что деловая авиация могла бы стать движущей силой экономики, как это уже было на Западе?
— Мы пытаемся донести эту точку зрения до парламентариев и членов правительства. Мешает то, что у них тоже нет единого мнения о деловой авиации: ее возможности могут оценить только те, кто хоть раз ею воспользовался.
— Может быть, имеет смысл привлекать общественные организации?
— Именно это сейчас и происходит: объединяются две отечественные ассоциации деловой авиации. Сегодня идет речь о создании мощного общественного центра, который мог бы защищать интересы деловой авиации, как отрасли, в России и за ее пределами. У российской деловой авиации есть реальный шанс прочно встать на ноги, привлечь в страну самолеты, которые пока зарегистрированы за рубежом. Сегодня этот процесс еще более актуален.
— Ваша оценка первого полугодия?
— В целом год начался успешно. Если помните, в марте были отменены таможенные пошлины на ввоз самолетов массой от двух до 20 т. Теперь ввоз ограничивается не весом судна, а числом посадочных мест: их должно быть не более 19.
И, наконец, Госдумой принят закон, устанавливающий процедуры регистрации прав на самолеты, прав аренды и залога. Это именно то, чего ранее не хватало тем же банкам для финансирования и кредитования приобретения авиационной техники. Это очень серьезные достижения, и теперь главное — не сбавлять темпы.
Объединенная команда российских представителей компаний Jet 2000 и Streamline ops
Источник: Aerojet.su
Юрий Коротков, Дмитрий Семенов
Фото: Д.Семенов