«Большой брат» vs. «Бразилец»

Challenger 850 с его «региональной» родословной мог бы считаться родоначальником нового класса «компактных» бизнес-лайнеров. Вот только должность эта оказалась не совсем вакантной.

Канадский авиастроитель Bombardier Aerospace занял практически все секторы рынка самолетов бизнес-класса, исключая турбовинтовые и сверхлегкие реактивные машины, а его семейство Challenger 800-х серий наступает на пятки игрокам высшего ценового сегмента — бизнес-лайнерам. Многие из канадских моделей стали бестселлерами и лидерами в своей категории. Но есть и такие, которым с успехом удается держать крепкие позиции... и не более того.

Challenger 850 — старший и в буквальном смысле больший брат в одноименном семействе, по объему салона в 56 кубометров он уступает во всей линейке самолетов бизнес-авиации Bombardier лишь флагману Global Express XRS с его 60 куб. м. В отличие от «младших братьев», ведущих родословную от легендарного Challenger 600, восемьсот пятидесятый основан на платформе регионального лайнера CRJ-200, однако внешне он сохраняет все фамильные черты популярных бизнес-джетов. Канадский производитель не раз заявлял, что создает эту модель с прицелом на Европу и, в частности, на Россию. Недаром отделка роскошного салона была доверена европейской компании Lufthansa Technik — впервые в практике компании. Направленность на продажи «за океан» подтверждают и статистические данные компании AMSTAT — к 2008 г. из 35 самолетов этой модели только 3 эксплуатировались в США.

Линейное происхождение позволяет старшему «Челленджеру» совмещать комфорт бизнес-класса с практичностью авиалайнера. Идея не новая, освоенная еще в конце 1990-х Boeing и Airbus, правда у этих компаний в доработку пошли платформы не региональных, а ближне- и среднемагистральных самолетов. В начале 2000-х тем же подходом воспользовался бразильский авиастроитель Embraer, представив рынку свой будущий бестселлер — Legacy. За счет гораздо меньших в сравнении с семействами BBJ и ACJ габаритов, «бразильца» часто относят к классу больших бизнес-джетов, в который вполне вписывается и Challenger 850. Более того, строгий анализ их летнотехнических и экономических характеристик позволяет сделать вывод о том, что эти самолеты метят практически в одну и ту же нишу, являясь прямыми конкурентами. Такое прямое соперничество довольно редко встречается на рынке деловой авиации, ведь он достаточно сильно сегментирован.

Наиболее веские аргументы, которые в споре с Legacy может представить канадский производитель — это 7 дополнительных кубометров салона и репутация компании, третий десяток лет выпускающей бизнес-джеты. Однако даже по итогам ежегодного рейтинга производителей по уровню организации послепродажного обслуживания, проводимого авторитетным американским изданием AIN среди своих читателей, в 2008 г. оба авиастроителя по соответствующим семействам самолетов набрали равное количество баллов — 8,45.

Источник:Aerojet.su