Airbus и Boeing заметили конкурента

Давние конкуренты — Airbus и Boeing чуть ли не впервые объединились: общий интерес — борьба со льготами для нового проекта канадской Bombardier. До сих пор компании не пересекались: Bombardier выпускала бизнес-джеты и региональные лайнеры, рассчитанные максимум на 95 пассажиров. Но прошлым летом она объявила о запуске новой линейки CSeries вместимостью до 149 человек

Давние конкуренты — Airbus и Boeing чуть ли не впервые объединились: общий интерес — борьба со льготами для нового проекта канадской Bombardier. До сих пор компании не пересекались: Bombardier выпускала бизнес-джеты и региональные лайнеры, рассчитанные максимум на 95 пассажиров. Но прошлым летом она объявила о запуске новой линейки CSeries вместимостью до 149 человек.

CS должен встать в серию в 2013 г., на 1 ноября уже собрано 50 заказов. И лайнер может стать конкурентом самых популярных моделей американского и европейского гигантов — А320 и Boeing 737 (их вместимость — от 150 пассажиров). В 2009 г. Airbus поставила на рынок 402 таких самолета (81% общих продаж), Boeing — 372 (77%).
 
Главные претензии Airbus и Boeing — поддержка нового проекта со стороны правительства Канады. Еще в 1986 г. США и ЕС договорились о лимитах по гарантиям, которые выдают национальные экспортные агентства по кредитам покупателей самолетов (включая сроки займов и процентную ставку). Для региональных лайнеров лимиты были мягче, тогда Airbus и Boeing были не против. Но теперь Канада собирается применять льготы и для нового проекта Bombardier. "Положение Bombardier разрушит честную конкуренцию", — уверен представитель Boeing. "Если есть хоть что-то, в чем будут единодушны Airbus и Boeing, это как раз оно", — согласен коммерческий директор Airbus Джон Лихи.

Вопрос будет рассматриваться 1 февраля на конференции ОЭСР в Париже. Представитель Bombardier уверен, что условия финансирования канадским правительством соответствуют международным правилам. Власти Канады полностью заинтересованы в решении этого спора, добавляет представитель минфина страны.

Не менее заинтересованы и другие государства, включая Бразилию, Японию, Китай и Россию. Ведь, например, пока региональный лайнер "Гражданских самолетов Сухого" SuperJet-100 предполагает максимальную вместимость до 95 пассажиров, но обсуждалась возможность выпуска более крупных версий.
 
Желание всех стран прорваться на рынок Airbus и Boeing вполне понятно: их продукция в разы дороже. Для сравнения: Airbus, Boeing и Bombardier поставляют на рынок сопоставимое число самолетов — 300-400 в год. При этом выручка Boeing от поставок гражданской техники за девять месяцев 2009 г. — $24,9 млрд, Airbus — $20,2 млрд, а оборот авиасектора Bombardier — $6,7 млрд.
Источник: Ведомости