Первый народный легкомоторный. В Казахстане начнут делать вертолеты?

Появившаяся на днях новость о разработке в Шымкенте первого отечественного вертолета и довольно близком – уже в конце этого года – «вылете» в свет его опытного образца удивила многих.

Появившаяся на днях новость о разработке в Шымкенте первого отечественного вертолета и довольно близком – уже в конце этого года – «вылете» в свет его опытного образца удивила многих. Прежде всего – неожиданностью: как это вдруг в Казахстане начнут делать вертолеты? С этого вопроса мы и начали разговор с авторами проекта – генеральным директором и главным конструктором компании «RuslanHelicopters» Абубакиром Тулегеновым и Русланом Бутумбаевым.

- Сразу хочу подчеркнуть: это произошло не вдруг, – отмел первые сомнения главный конструктор Руслан Бутумбаев. – Мы вынашивали эту идею около десятка лет, а три года назад специально для ее воплощения создали опытное конструкторское бюро с опытным производством в Шымкенте. Все это время велась подготовка проекта отечественного легкого вертолета. Мы провели исследование состояния дел в области малого вертолетостроения, наладили контакты со многими мировыми производителями легких вертолетов и установили партнерские отношения с авиапредприятиями США, Австрии, Швейцарии, России. Анализируя конструкции известных моделей и наблюдая за опытом их эксплуатации, мы определяли оригинальные и перспективные решения и заносили их в свою интеллектуальную «копилку» наряду с собственными ноу-хау. В итоге сложилось наше видение вертолета, способного претендовать на звание «народного»: это четырехместный вертолет соосной схемы, с двигателем, работающим на автомобильных сортах топлива, с современным дизайном. Все это мы постарались воплотить в нашем проекте четырехместного вертолета «RH-400» («RuslanHelicopters-400»).

Так как научные достижения единственного в мире разработчика соосных вертолетов – российского ОКБ имени Камова - находятся «за семью замками», на основе фундаментальных исследований теории ротора мы разработали собственные методики и программное обеспечение. Для подстраховки наших расчетов мы передали исходные расчетные данные нашим украинским коллегам, которые, пользуясь своими методиками и программным обеспечением, полностью подтвердили результаты наших расчетов.

И теперь, когда начинается размещение заказов на изготовление деталей и узлов по нашим чертежам, можно смело заявлять: первый казахстанский вертолет, не имеющий аналогов за рубежом, - уже реальность.

Вопрос: В чем же его уникальность?

Руслан Бутумбаев: В основу нашего проекта четырехместного вертолета «RH-400» заложены следующие ключевые принципы: вертолет должен быть безопасным, легким и простым в управлении, работать на доступном топливе и быть недорогим. Анализируя существующие схемы и конструкции легких вертолетов, производимых сегодня в мире, мы выбрали соосную схему несущих винтов, в которой отсутствует хвостовой винт. Не вдаваясь в научно-технические подробности, сразу скажу, что применение соосной схемы несущих винтов дает уникальные летные свойства и действительную простоту управления. Это позволяет управлять вертолетом пилотам низкой и средней квалификации. Ну а то, что эта схема технически сложна - это уже наша проблема, которая уже, кстати, решена. Не менее принципиальный момент – двигатель, работающий на автомобильных сортах топлива от АИ-92 и выше. Мы используем автомобильный двигатель LS-7 – последнюю и наиболее продвинутую модель компании «Дженерал Моторс», которая производит 55% этих двигателей именно для использования в легкой авиации и водном транспорте. Для сравнения: классический вертолет «Робинсон», владелец которого есть и в наших краях, заправляется специальным авиационным топливом, который производится только в Европе и США. Так вот, он специально заказывает его из-за рубежа, а потом заранее привозит его на место следующего вылета или везет его внизу на автомобиле – вот такие «удобства». А на нашем вертолете можно будет приземлиться на любой автозаправке, подкатить его к бензоколонке благодаря четырехколесному шасси, а после заправки продолжить полет. Причем без дозаправки он может пройти до 1000 километров. Это и есть свобода…

Вопрос: И где можно использовать такой вертолет?

Руслан Бутумбаев: Практически повсеместно. В сельском хозяйстве для проведения авиахимработ и лесных инспекций, в медицине для санавиации, в МЧС для проведения спасательных и поисковых работ, в нефтегазовом секторе для патрулирования нефтегазопроводов, военным для инспектирования границ, в аэросъемке местности, геологической и рыбной разведке, в туристической отрасли. Правовая база Казахстана позволяет также широко использовать вертолет для различных личных целей.

Вопрос: Когда мы увидим первый образец?

Абубакир Тулегенов: К концу этого года мы планируем собрать опытный образец нашего первого отечественного четырехместного многоцелевого вертолета, приступить к его испытаниям и сертификации. В следующем году – запустить его серийное производство.

Лаура Копжасарова

Источник: ZAKON.kz