Evektor хочет припортоваться.

Эксперты отмечают, что самолет может быть востребован как в России, так и в Европе, однако найти инвестора в ближайшие два года будет очень трудно.

Чешская компания Evektor намерена производить в Ульяновске новый самолет для местных воздушных линий (МВЛ). Подписанное губернатором Ульяновской области и председателем СД компании Evektor соглашение о намерениях оговаривает необходимость совместного поиска инвестора для создания в Ульяновске авиасборочного производства. Эксперты отмечают, что самолет может быть востребован как в России, так и в Европе, однако найти инвестора в ближайшие два года будет очень трудно.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и председатель совета директоров компании «Evektor» Ярослав Ружичка подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства по серийной сборке нового чешского самолета EV-55 Outback, разработанного компанией Evektor. Текст документа не разглашается, однако известно, что стороны заявили о необходимости совместного поиска стратегического инвестора для реализации проекта. Среди намерений также оговаривается производство в Ульяновске большинства авиакомпонентов EV-55, предполагается возможность установки на него цифровой авионики, разрабатываемой в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения, а также украинских двигателей, производство которых может быть налажено на Запорожском заводе ОАО «Мотор-Сич».

Компания Evektor spol S. R.O. (общество с ограниченной ответственностью EVEKTOR) создана в 1991 году. Она является ведущим конструкторским бюро чешского авиапрома и производит легкие спортивные самолеты EuroStar и SportStar (выпущено более 1000 шт.). Численность персонала— 350 человек.

EV-55 Outback — турбовинтовой самолет-высокоплан с двумя двигателями PT6A-21 производства Pratt & Whitney Canada. Вместимость — 9-14 пассажиров. Максимальная проектная дальность полета — 2000 км., расход топлива на 2 двигателя — 200 кг в час, максимальная полезная нагрузка — 1824 кг. Проектная максимальная скорость — 220 узлов (408 км/ч). По конструкции самолет похож на чехословацкий L-410 компании Let, активно использовавшийся на МВЛ СССР. Ориентировочная стоимость — $1,9 млн. На сегодня собран только прототип EV-55, который пока еще проходит наземные испытания. Предприятия, участвующие в проекте, и правительство Чехии уже вложили в проект около $65 млн.

Заместитель директора компании Evektor и главный конструктор самолета EV-55 Петр Штерба пояснил „Ъ“, что, скорее всего, будущий самолетостроительный завод станет совместным предприятием Evektor и инвестора при сохранении контрольного пакета за разработчиком самолета, «хотя это еще может быть предметом переговоров». Инвестиции, как предполагается, будут состоять из двух частей: одна — на окончание испытаний и сертификацию самолета, вторая — на строительство завода в Ульяновске. «Суммы еще не определены, но это десятки миллионов долларов», — отметил главный конструктор. Производственная мощность будущего предприятия — до 50 самолетов в год (по оценкам Evektor, потребность российского рынка в EV-55 — от 300 до 500 самолетов).

Помощник губернатора Сергея Морозова по вопросам авиации Николай Никифоров считает, что компанию Evektor привлекают в Ульяновске преференции портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), на территории которой и предполагается строить самолетостроительный завод, и развитая структура авиакластера. Чехи, по словам господина Никифорова, на опыте L-410 видят в России большой рынок сбыта (из 1104 произведенных чехословацких L-410 в СССР на МВЛ работало 862 самолета. — „Ъ“). Господин Никифоров считает, что «аналогов самолету EV-55 в мире нет, он занимает особую нишу» и будет востребован и в Европе. Он также верит, что инвестор будет найден, «потому что это не простой старт-ап, а уже воплощенный проект».

Иного мнения глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, считающий, что «потенциальные инвесторы будут стараться повременить, так как самолет еще не прошел сертификационные испытания, а ПОЭЗ и ее инфраструктура пока не готовы, на это может уйти до двух лет». Эксперт подтвердил, что «такие самолеты России нужны, но есть проблемы». «Главная — никто их не готов покупать, потому что без государственных дотаций МВЛ не окупятся, а регионы тратить на это свои средства не хотят», — говорит он.

Сергей Титов

Источник: Коммерсантъ Самара