Полет в резервном режиме

Компания Gulfstream вошла в историю бизнес-авиации, совершив полет G650 с использованием только резервной электродистанционной системы управления

Летчики-испытатели и инженеры по летным испытаниям компании Gulfstream Aerospace вошли в историю бизнес-авиации, впервые осуществив полет на самолете Gulfstream G650 с использованием только резервной электродистанционной системы управления исполнительными механизмами самолета.

Длительность полета самолета Gulfstream G 650 с серийным номером 6001, совершенного 21 декабря 2010 г., составила в общей сложности 3 часа 33 минуты. Летчики-испытатели Джейк Ховард (Jake Howard) и Гэри Фримен (Gary Freeman) вместе с инженерами по летным испытаниям Биллом Осборном (Bill Osborne) и Натаниэлем Рутландом (Nathaniel Rutland) испытывали систему управления полетом в резервном электродистанционном режиме управления исполнительными механизмами на протяжении 2 часов 20 минут, осуществив за это время пять посадок.

"Система работала безукоризненно, - отметил старший вице-президент направления программ, разработки и испытаний компании Gulfstream Прес Хенне (Pres Henne). - При этом разницы в управляемости при использовании электродистанционного и основного гидравлического режимов отмечено не было".

"Полет проходил так, что если бы нам не сказали, что используется резервный режим управления исполнительными механизмами, я думаю, мы бы даже этого и не заметили", - сказал летчик-испытатель Гэри Фримен.

Как правило, система электродистанционного управления использует третью гидравлическую систему для резервирования в случае выхода из строя основной двойной гидравлической системы. Однако, в архитектуре электродистанционной системы управления, созданной компанией Gulfstream, предусмотрено использование резервных электрогидравлических исполнительных механизмов, представляющих собой исполнительные механизмы с электрическим управлением, которые приводятся в действие главным образом гидравлическим способом, но способные при этом использовать в качестве резервного механизма приведения в действие электрические сигналы. В случае нарушения работы гидравлической системы автономный гидробак и электронасос обеспечат функционирование системы в полном объеме.

G650 оснащен резервными электрогидравлическими исполнительными механизмами на всех основных управляющих поверхностях (руль высоты, руль направления и элерон), а также на внешнем интерцепторе. Это обеспечивает повышенную безопасность и надежность самолета благодаря наличию двух разных источников энергии. Автономные исполнительные механизмы также имеют преимущество по сравнению с другими исполнительными механизмами в таких крайне маловероятных случаях, как, например, разрушение ротора.

21 декабря полет G650 начался с испытаний пилотажных качеств самолета в резервном электродистанционном режиме по одной оси, после чего были проведены полные испытания по всем осям (поперечной, продольной и вертикальной). Испытания производились в условиях, предусматривающих установку всех положений закрылков, на высоте 10 000 футов при скорости в диапазоне от 1,13 расчетной скорости сваливания (VSR) до максимальной безопасной скорости полета при выпуске закрылков (VFE). Испытания крейсерской конфигурации самолета проводились на эшелонах FL280, FL350 и FL450 в полном диапазоне скоростей. Пилоты также выполнили маневр экстренного снижения с эшелона FL450 до эшелона FL250. Помимо этого также были проведены испытания пилотажных качеств самолета в посадочной конфигурации, для чего пилоты совершили несколько заходов на посадку под углом в аэропорте Brunswick Golden Isles Airport города Брансуик (штат Джорджия).

Поставку резервных электрогидравлических исполнительных механизмов для самолета G650 осуществляет компания Parker Hannifin.