Оседлали «Рысачка»

Широкой публике «ЦСКБ-Прогресс» известен прежде всего как создатель и производитель ракет-носителей среднего класса «Союз», которые доставляли и доставляют в космос всех советских, российских и многих иностранных космонавтов. Однако в этом году он намерен сертифицировать производство нового легкого двухмоторного самолета «Рысачок».

Самарский «ЦСКБ-Прогресс» в этом году намерен сертифицировать производство нового легкого двухмоторного самолета «Рысачок» разработки московской фирмы «Техноавиа». Это станет еще одним шагом основного отечественного производителя ракет-носителей к расширению конверсионного производства, которое уже сейчас включает в себя десятки наименований – от детских колясок и машин для выпечки рогаликов до катеров для Военно-морских сил России.

Широкой публике «ЦСКБ-Прогресс» известен прежде всего как создатель и производитель ракет-носителей среднего класса «Союз», которые доставляли и доставляют в космос всех советских, российских и многих иностранных космонавтов. После прекращения полетов американских шаттлов российские «Союзы» на ближайшие несколько лет вообще стали единственным транспортным средством для мировой пилотируемой космонавтики. Кроме того, 31 августа с космодрома Куру (Французская Гвиана), принадлежащего французской Arianespace, в небеса должен стартануть модифицированный «Союз» с двумя спутниками «Галилео» на борту, что откроет принципиально новую страницу во взаимоотношениях России и Европейского космического агентства. Помимо этого, уже в этом году на двигателях НК-33, разработанных еще Николаем Кузнецовым для советской лунной программы, оторвется от земли «облегченная» версия «Союза» – «Союз-2-1в», которая предназначена для запуска «малых» грузов – до 2,7 тонн, популярность которых, особенно для развивающихся стран, не смог сбить даже кризис (сейчас почти каждая страна хочет иметь на орбите свой спутник). И, наконец, в 2015 году с космодрома Восточный (Амурская область) «ЦСКБ-Прогресс» в кооперации с РКК «Энергия» (Королев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс) по решению правительства должен запустить новую отечественную ракету «Русь-М» грузоподъемностью 23,5 тонны с перспективой увеличения полезной нагрузки до 100 тонн.

Все это приводит к тому, что загрузка предприятия растет на 15-20% в год с уровнем рентабельности 7-9%. Казалось бы, в такой ситуации можно спокойно делать ракеты, космические спутники, проводить научные и инженерные исследования и не забивать себе голову иной деятельностью, которая в большинстве коммерческих компаний прямо называется «непрофильной» и от которой топ-менеджмент таких компаний пытается избавиться в первую очередь. Однако топ-менеджменту «ЦСКБ-Прогресс» слово «непрофильная деятельность» не нравится. И то, чем занимается государственный ракетный центр, помимо выпуска ракет и космических аппаратов, они стараются обозначить словом «конверсионное направление». И вот почему. «Конверсионное направление деятельности дает нам почти 10% отдачи. Это очень серьезно. Конечно, сейчас у нас очень серьезная нагрузка по государственным программам. Но мы переживали всякие периоды и пришли к выводу, что в нашем центре необходимо иметь конверсионную составляющую, чтобы не беспокоиться за свое будущее», – подчеркнул «Эксперту Оnline» генеральный директор «ЦСКБ –Прогресс» Александр Кириллин.

«Народно-хозяйственная продукция», как по-прежнему именуется конверсионное направление на сайте «ЦСКБ-Прогресс», выпускалась подавляющим большинством советских оборонных предприятий еще в советское время. Но мало кому, кроме как самарским ракетчиками, удалось превратить ее действительно в пользующийся спросом товар. Возможно, сказалась специфика производства «штучных» изделий и высочайшей (даже по мировым меркам) культуры производства. Ее отражает даже мини-рынок, который расположился по пути на проходную «ЦСКБ-Прогресс». Торгуют там тем же самым, что и во всей Самаре. Зато, в отличие от всех других городских мини-рынков, здесь царит идеальная чистота.

Товарный знак «Сделано в „ЦСКБ-Прогресс”» гарантирует покупателю определенный стандарт качества детской коляски, хозяйственной тележки, оборудования для хлебопекарной промышленности, главного тормозного цилиндра автомобиля «Лада-Калина», одноразовых медицинских шприцов, гидравлических ключей для свинчивания нефтяных труб и еще десятков других наименований. «А почему нам не производить машины для выпуска рогаликов? Они тоже востребованы рынком, и мы можем сделать их качественно. Вот мы их и производим», – улыбается Александр Кириллин.

Понятно, что себе в убыток или в ущерб основной деятельности «ЦСКБ-Прогресс» эту продукцию не выпускает. Причем рентабельность производства катеров и лодок под торговыми марками «Аквалайн» и «Прогресс», возможно, на порядок превышает рентабельность производства ракет. Тем более что качество этих изделий опять же подтверждается их «двойным» назначением. Катер «Аквалайн 211», например, водоизмещением 2,7 тонны принят на вооружение военно-морским флотом России в качестве транспортного средства для перевозки лиц командного состава кораблей, должностных лиц и VIP-представителей, экстренной доставки служебной информации и участия в операциях по спасению экипажей приводнившихся корабельных вертолетов.

Поэтому и идея серийного производства на «ЦСКБ-Прогресс» легкого двухмоторного самолета «Рысачок» родилась от ума, а не от бедности. «На него уже сегодня много заказов и от училищ гражданской авиации, и от МЧС, и от лесоохраны. Даже наш Курумоч (международный аэропорт, расположенный в Самарской области. – прим. „Эксперт Оnline”) просит сегодня десять самолетов. Это о многом говорит. Сейчас российские аэродромы или вовсе не оснащены такой техникой, или имеют у себя Ан-2, которые уже очень далеко вышли за гарантийный срок эксплуатации. Вот этот пробел мы и должны заполнить своим продуктом», – обозначил «Эксперту Online» круг заказчиков нового самолета глава «ЦСКБ-Прогресс».

Первый образец «Рысачка» сделал два круга над заводским аэродромом в конце прошлого года. Главное его достоинство – простота и надежность. Изготавливается этот моноплан с низким расположением крыла из алюминиевых сплавов. Снабжен двумя турбовинтовыми двигателями М601F по 750 л. с. чешской фирмы Walter. Способен продолжать полет при полном отказе одного из двигателей. На борту установлено современное оборудование, благодаря которому самолет можно использовать днем и ночью в любых метеоусловиях. Может перевозить девять пассажиров или 1,5 тонны груза на расстояние до 2,5 тыс. км. Для взлета и посадки требуется грунтовая полоса длиной 500 метров. Словом, тот же Ан-2, на котором каждый выпускник советского летного училища обязан был отработать три года перед уходом в большую авиацию, только быстрее и сильнее. И, очевидно, дешевле зарубежных аналогов, проекты строительства которых в России последние несколько лет растут как грибы. Только в соседней, Ульяновской области реализуются два проекта по воссозданию малой авиации нашей страны. Корпорация «Витязь» подтвердила намерения собирать в Ульяновске знаменитую канадскую «шестерку». А чешская компания Evektor собралась построить завод по производству турбовинтового самолета EV-55 Outback. Стоимость первого самолета в России будет составлять 4,5 млн долларов, второго – 1,9 млн долларов. «ЦСКБ-Прогресс» цену на «Рысачок» пока не объявлял, так же как и объем планируемого производства. Очевидно, и то и другое, в лучших традициях секретности, будет обнародовано уже после того, как «Рысачки» вовсю запрыгают над российскими полями и лесами.

Вадим Пономарев

Источник: Эксперт