Настоящая «Камасутра»

Уже ни у кого не вызывает сомнения большая перспективность и большая емкость рынка деловой авиации Индии. Однако существует проблема в политике правительства по отношению к иностранным игрокам на этом рынке.

 

Уже ни у кого не вызывает сомнения перспективность и большая емкость рынка деловой авиации Индии. Рост популярности на самолеты бизнес-авиации будет подниматься примерно на 13 % в год на протяжении следующего десятилетия - так считают эксперты.

На первый взгляд

Количество официально зарегистрированных самолетов бизнес-авиации в Индии – 143, и это больше, чем количество самолетов подобного класса в Китае. В Китае – 116 самолетов авиации общего назначения. Отдельным популярным направлением использования самолетов деловой авиации в этом регионе – VIP-рейсы на прибрежные нефтяные платформы в Индийском шельфе.

К сожалению, имеет место быть негативный финансовый фактор, сдерживающий рост парка самолетов бизнес-авиации в стране. Индийские банки очень осторожно выдают кредиты крупным компаниям на покупку частного самолета, а для частного лица получение подобного кредита еще более затруднительно.

«Однако на индийском рынке стали появляться специальные финансовые организации, и их особенность - в более современных подходах, гибких условиях, индивидуальной работе с каждым клиентом. Все это, на фоне положительного экономического роста, станет хорошим стимулом для увеличения количества самолетов деловой авиации в Индии. Руководству страны необходимо обратить внимание на мероприятия по снижению налогов относительно лиц, приобретающих самолеты деловой авиации», - говорится в официальном сообщении Министерства транспорта Индии по поводу плана развития бизнес-перевозок в 2012 году.

В крупных городах, например в Мумбай, трафик достаточно приличный

Как обстоят дела на самом деле?

Главная проблема кроется в политике правительства в отношении иностранных игроков этого рынка. Жесткие меры, предпринимаемые авиационными властями Индии, связанные прежде всего с получением разрешений (оформление занимает до 11 дней) и полетами внутри страны иностранными операторами, делают рынок практически закрытым для иностранцев. Чиновники считают, что бизнес-джеты – это исключительно игрушки богатых, и какой-либо пользы для развития бизнеса в стране они не несут. Однако чиновники здесь явно лукавят. Проведенное Национальной ассоциацией деловой авиации Индии (ВАОА) исследование ярко доказывает противоположенное положение дел. В 78% случаев услугами бизнес-авиации при международных полетах пользуются представители крупного бизнеса.

Неужели авиационные власти не видят явного упущения в проводимой политике? Видят конечно, но сильнейшее лобби со стороны местных операторов, аэропортов сделали Индию настолько монополизированной страной, что порой многим бизнесменам в пору задуматься об альтернативном транспорте. Местные игроки совместно с властями наверно решили не делиться с «чужаками» золотой жилой, так как в любом случае доход перекроет все неприятности, связанные с критикой в адрес чиновников.

ACJ319 пользуется популярностью у индийских корпораций (на фото ACJ319 Reliance Industries)

Многие российские брокеры и операторы в один голос утверждают, что более проблематичного региона в мире нет. Пожалуй, хуже только в странах Африки. Не факт, что прилетев в пункт назначения, вы не столкнетесь с рядом проблем, которые возникают просто из воздуха. И как следствие этого, все ложится на плечи заказчика. Ведь для того, чтобы свести риски к нулю, многие российские операторы включают в стоимость перелета все мыслимые и немыслимые риски.

Тем не менее, многие игроки считают, что есть и другой вариант работы в этом регионе – это создание совместных предприятий с индийскими партнерами. Но и здесь подводных камней «выше крыши».

Мы заметили еще одну особенность поведения индийских авиационных чиновников. На любой из авиационных выставок, которых в Индии проводятся достаточно, на вопрос о будущей либерализации рынка бизнес-перевозок получаешь весьма удивительный ответ о «собственном пути развития», но без конкретных идей и предложений. До боли знакомая ситуация...

Что делать?

Сложившийся негативный имидж и ситуацию пытается, хоть как-то, изменить ВАОА. Ассоциация была создана в середине прошлого года. Сейчас в нее входят 39 членов: основные индийские игроки рынка бизнес-авиации и аффилированные с ними операторы из Европы и Ближнего Востока. На всех возможных трибунах Президент ассоциации Рохит Капур говорит о том, что к 2020 году Индия станет третьим по величине авиационным рынком в мире, что требует от участников рынка более тесного сотрудничества для решения проблем роста.

Неоднократно выступая в национальном парламенте, г-н Капур пытается объяснить парламентариям всю выгоду от либерализации рынка деловой авиации. Прежде всего, по его мнению, необходимо открыть доступ к воздушному пространству и аэропортам иностранным владельцам воздушных судов. «Действующие директивы ограничивают рост, и в итоге мы не имеем ни современных FBO, ни вертолетных площадок, ни нормальных станций технического обслуживания. И как итог – индийские же владельцы пользуются необходимыми услугами за пределами страны», - продолжает г-н Капур.

Наиболее распространенный класс самолетов в Индии - light jet

Как следствие, многие эксперты уже утверждают, что бизнес-авиация в стране стала настолько непрактичной, что совершенно не интересна для внутренних инвестиций. И в ассоциации нисколько не удивятся, если в ближайшее время со стороны ряда государств будут введены определенные санкции в отношении воздушных судов с индийскими префиксами.

Но реальных сдвигов в этой неоднозначной ситуации пока не наблюдается. И только с реальным усилением позиций ВАОА возможны уступки со стороны авиационных властей Индии, которые станут началом реальных реформ на рынке бизнес-перевозок этой перспективной страны.

Поэтому пока, чтобы получить удовольствие от работы в этой стране, надо очень сильно постараться, прямо как в настоящей Камасутре.

Источник: BizavWeek # 8 (109)