Асоциальная отрасль

Wichita Business Journal провело среди своих подписчиков опрос: «Насколько важны социальные СМИ в маркетинговой деятельности Вашей компании?» Производители бизнес-джетов оказались самыми неактивными. А как обстоят дела в России?

 

Американский город Вичита давно уже стал «Меккой» американской авиастроительной промышленности. Хотя дела некоторых из ее обитателей во время кризиса шли не очень хорошо, все равно очень многое в этом городе связано с авиацией общего назначения и бизнес-авиацией в частности.

Поэтому не удивительно пристальное внимание местных СМИ к проблемам авиастроителей и то, что многие инициативы журналистов так или иначе сводятся к проблемам отрасли. Недавно популярное издание Wichita Business Journal провело среди своих подписчиков опрос: «Насколько важны социальные СМИ в маркетинговой деятельности Вашей компании?».

После подсчета голосов журналисты были удивлены. Несмотря на всеобщее внимание к социальным сетям в современном мире самая большая группа опрошенных – 45% - заявили, что социальные медиа имеют в их компании низкий приоритет. 32% сказали, что эти ресурсы имеют высокий приоритет в маркетинге, а 23%, что обращают некоторое внимание на социальные медиа.

Дина Хармс , исполнительный вице-президент Greteman Group , брендинговое агентство из Вичита, попробовала объяснить исследователям такие результаты опроса.

По ее мнению, это сильно зависит от бизнеса компании. Для некоторых компаний, в основном это потребительские бренды, сейчас социальные медиа находятся в явном приоритете. Это позволяет наладить прямой контакт с покупателями. Однако Вичита не тот город, где сосредоточен такого рода бизнес – здесь все крутится вокруг бизнес-авиации, и именно это и повлияло на результаты опроса, так удивившие журналистов. Сложнее обстоит дело с компаниями, работающими в сегменте B2B. Такому бизнесу не обязательно взаимодействовать со своими потребителями в Facebook или Twitter, так как их там нет.

Но Хармс, чье агентство специализируется на авиационных брендах, говорит, что компании бизнес-авиации, одни из самых крупных брендов в г. Вичита, отстают в этой деятельности даже больше, чем другие B2B компании.

Дина Хармс считает, что одной из причин этого может быть критическое отношение в американском обществе к использованию бизнес-джетов, как к ненужной роскоши. Несмотря на это компаниям, работающим в сфере деловой авиации необходима обратная связь, и очень важно отношение клиентов к определенному типу самолета. Однако убедить их сделать это довольно трудно.

«Даже в информационных бюллетенях или новостных лентах трудно заставить владельцев воздушных судов согласиться быть представленными», говорит Хармс. «Многие слышали про кампанию «No plane. No gain». Владельцы воздушных судов, к сожалению, часто думают: «No ink. No criticism» (Нет чернил. Нет критики). Как только вы начинаете говорить об использовании бизнес-авиации – скептики сразу атакуют».

Тем не менее Хармс говорит, что по ее мнению роль социальных медиа для авиакомпаний в том, чтобы стать инструментом начала изменения общественного мнения о бизнес-авиации. Для владельцев воздушных судов и производителей «жизнь» в социальных медиа в конечном итоге станет более комфортной, но принятие ими этой среды будет медленнее, чем во многих других отраслях промышленности.

Это мнение об американском рынке бизнес-авиации. Но оно также справедливо и для российского рынка. Даже наверно в большей мере. В Северной Америке очень давняя традиция частной авиации, и экономические неприятности последних лет в первую очередь затронули бизнес-авиацию потому, что СМИ и политикам нужен был простой и понятный массам «козел отпущения». А так как частных самолетов в США много, но основная масса населения на них не летали – выбор был очевиден. Тем не менее, сейчас накал страстей угас, и бизнес-авиации необходим позитивный толчок в общественном сознании.

В России же деловая авиация в обществе напрямую связана с элитарностью. И поэтому для нее еще более актуален девиз «No ink. No criticism». Наверно поэтому в нашей стране бизнес-авиация практически не представлена в социальных сетях, несмотря на потенциально большую целевую аудиторию. Возможно, это обстоятельство связано с тем, что бум социальных сетей в России начался не так давно. Возможно, маркетологам нужно было время для того, чтобы убедиться в работающей модели социальных сетей для сегмента деловой авиации, оглядываясь на страны Европы и Америки, где деловая авиация в социальных сетях является нормой жизни.

Генеральный директор компании Jet-Со Денис Мазирка говорит: «Социальные сети интересны как компаниям, так и их клиентам, которые постоянно получают интересующую их информацию, отмечают свое местоположение в частных аэропортах и даже используют специализированные мобильные приложения. Еще в 2010 году компания Jet-Co выпустила первое мобильное приложение деловой авиации в России и СНГ - «TopAvia» для устройства iPhone, а на сегодняшний день доступны уже несколько интересных приложений деловой авиации, таких как «Jet Posters» и «Upcast JetBook». Социальные сети и мобильные приложения являются дополнительным сервисом для своих клиентов, который, разумеется, упрощает получение необходимой информации и налаживает прямой и удобный контакт клиент-компания и наоборот. И российские компании вскоре не смогут игнорировать этого».

Для деловой авиации в России социальные сети находятся в зачаточном состоянии, деловая авиация присматривается и делает первые шаги на пути российского сегмента социальных сетей. На данный момент в социальной сети Facebook зарегистрированы страницы некоторых участников рынка деловой авиации (Авиа Бизнес Групп, Jet Transfer, TopAvia и т.д.), но их активность, интерактив, количество поклонников и прочие аспекты, по которым оценивается успешность той или иной страницы, настолько низки, что не приходится говорить о каком-либо полноценном присутствии компаний деловой авиации в сети. Конечно, в один день все компании не сделают свое представительство или приложение для мобильного устройства, но, тем не менее, это коснется всех: компании деловой авиации, производители самолетов, аэропорты - не исключение! Просто должно пройти определенное время. Сейчас мы уже не помним, когда даже уважаемые компании задавались вопросом «а нужен ли нам сайт в интернете», а ведь это было не так уж и давно.

Источник: BizavWeek # 24 (125)