Игорь Алехин, директор по развитию и соучредитель системы онлайн бронирования частных перелетов Charterscanner, поделится собственными ощущениями от работы на этом рынке
За последние полтора года на отечественный рынок услуг по бронированию частных перелетов вышли сразу несколько игроков, предлагающих услуги совершенно разной конечной аудитории и с собственными IT-решениями. Что это? Сиюминутный тренд, дань моде, или, все же, острая необходимость внедрения современных технологий на наш и без того весьма специфический рынок деловой авиации?
Сегодня наш гость - Игорь Алехин, директор по развитию и соучредитель системы онлайн бронирования частных перелетов Charterscanner – расскажет не только о работе компании, планах на будущее, но и поделится собственными ощущениями от работы на рынке.
Игорь, за последний год на российский рынок деловой авиации вышли сразу несколько игроков, предлагающих собственные проекты по online продаже рейсов в нашем сегменте. По Вашему мнению, отечественный рынок готов к работе в сети, или же данные механизмы продаж все-таки в настоящее время не весьма популярны, и большинство сделок происходит в «классическом формате»? Каковы перспективы и емкость рынка online продаж в России и, например, в Европе?
Вопрос очень интересный. Рынок бизнес-авиации в России упирается в закостенелые, изжившие себя модели бронирования частных перелетов, в которые вовлечено множество посредников - от помощников пассажиров до авиаброкеров и консьерж-сервисов. С каждым звеном в этой цепочке цена на перевозку возрастает и в итоге может подняться до 50% от первоначально заявленной оператором стоимости. Мы постоянно проводим исследования рынка, их результаты подтверждают стремление клиентов вырваться из системы бесконечных комиссий и рационально использовать средства на частные перелеты без ущерба качеству. Однако, в России специфичная атмосфера в области luxury-услуг. С одной стороны, русский человек избалован первоклассным сервисом, будь то рестораны с изысканной кухней и именитыми шеф-поварами, SPA-курорты мирового уровня или билеты в VIP-ложи на престижные спортивные мероприятия - сейчас этим никого не удивишь; более того, клиент становится все более требовательным - и по праву, ведь за это он платит внушительные суммы. С другой стороны переполненый рынок luxury-услуг создает сильную конкуренцию: у клиента всегда есть выбор, куда он может обратиться за удовлетворением своих потребностей. Топ-менеджмент, владельцы бизнесов по-прежнему предпочитают делегировать организационные вопросы по авиаперевозкам своему ближайшему окружению: персональным помощникам или тревел-департаментам внутри компании. В Европе такое происходит реже. Люди с высоким доходом там проще, да и требования к частным авиаперелетам отличаются: разумная стоимость, надежная компания, хорошая организация и пунктуальность. Более коммуникабельные по своей натуре европейцы уже нередко предпочитают бронировать перелеты самостоятельно - по звонку или через онлайн сервис. Причем, последнее становится более популярным, учитывая глобализацию интернета и простоту использования таких платформ. В России у клиентов тоже однозначно есть интерес к сервисам онлайн бронирования, но люди пока не прочувствовали в полной мере, какие привилегии можно получить от их использования: смотрят издалека, но с большим вниманием.
Игорь, перед нашей встречей мы провели мини опрос среди пользователей. Вывод один - Charterscanner весьма узнаваемый бренд. С чего все начиналось, и каковы основные принципы работы вашей платформы?
Правда? Мы не стремимся к массовой популярности. Для нас более важно быть известными для узкого круга клиентов и операторов - тех, которые будут нам полностью доверять, с которыми мы сможем построить долгосрочные отношения и вывести услугу на новый инновационный уровень, сделать этот сервис максимально комфортным и выгодным среди любых других способов бронирования частных перелетов. Бесспорно, мы хотим развивать сервис, и с успехом продолжаем привлекать к участию в системе надежных операторов из Европы, Ближнего Востока и некоторых регионов Азии.
Когда мы приступали к запуску проекта осенью 2013 года, у меня и Влада Зенова, генерального директора Charterscanner, уже был обширный опыт работы по организации бизнес-рейсов как со стороны клиента, так и со стороны оператора. Мы, можно сказать, испытали на собственной шкуре все те несовершенные модели взаимоотношений, с которыми ежедневно сталкивается авиационный рынок. В то время несколько онлайн платформ бронирования бизнес-джетов уже функционировали. Но все эти системы, в отличии от Charterscanner, - это брокеры, только лишь в виртуальном формате. Основным стимулом к созданию сервиса стало желание предложить клиенту варианты перелета напрямую сразу от нескольких операторов, удовлетворяя тем самым потребность клиента в выборе, снижении расходов и оперативности бронирования, а оператора - в необходимости привлечения новых лояльных заказчиков; это прямой контакт в рамках интернет платформы, без какого-либо участия третьих лиц.
Результатом такого принципиального нежелания вовлекать в процесс брокеров и других посредников стало абсолютное отсутствие комиссий и наценок, по привычке заложенных в конечную стоимость перелета в любом авиаресурсе-посреднике. Учитывая все совокупные положительные факторы, мы смело называем Charterscanner уникальной платформой для прозрачного и эффективного диалога между оператором и клиентом на мировом рынке бизнес-авиации.
Какие конкурентные преимущества Вы бы отметили особо, и над чем еще предстоит поработать?
Работа внутри системы налажена таким образом, что первые предложения о полете клиент получает уже в первые 10 минут после отправки запроса на нашем сайте. Кроме того, эти предложения можно сразу же сравнить по стоимости, просмотреть детальные характеристики предложенных вариантов самолетов и ознакомиться с описанием компаний-операторов, которые будут обслуживать данный перелет. Информация, которую клиент оставляет в запросах, 100% конфиденциальна. Буквально на днях мы полностью поменяли дизайн сайта и запустили его новую адаптированную для всех мобильных устройств версию, которая при заходе, например, со смартфона автоматически перенаправляет на мобильную версию сайта. Но, конечно, наш главный козырь - отсутствие любых комиссий. Этим на рынке бизнес-авиации сейчас никто, кроме нас, не может похвастаться. Мы помогаем клиенту сократить расходы на перелеты до 50%. Процесс бронирования самолета, благодаря Charterscanner, становится более удобным и выгодным, как никогда ранее.
Какова база компании сейчас и что Вы ожидаете, например, к концу года? Растет ли доля обращений от российских заказчиков?
На данный момент с нами сотрудничают 90 компаний-операторов, общий флот которых составляет более 400 легких, средних и тяжелых самолетов различного уровня и комплектации. Мы довольны тем, как в этом году впервые выступили на EBACE в Женеве, нам удалось привлечь очень высокий интерес к системе среди операторов и завести партнерские отношения более чем с 30 компаниями, которые теперь успешно пользуются системой.
Несмотря на то, что Charterscanner существует чуть больше полугода, мы уже можем предложить клиенту большой выбор перелетов, но по стратегическому плану немного, процентов на 5-10, отстаем от желаемого. Здесь работает принцип: ставь планку выше, чтобы дотянуться до нужной цели. Мы достаточно много энергии и ресурсов вкладываем в партнерские отношения с операторами и всегда прислушиваемся к их пожеланиям. К концу года, после такой плодотворной работы, мы рассчитываем в полтора-два раза поднять численность зарегистрированных в системе компаний.
На данный момент у нас приблизительно равнозначное количество заказчиков как из России, так и из стран ЕС, число которых растет, несмотря на то, что мы почти не делаем рекламу. На нас работает «сарафанное радио»: клиентам удобно пользоваться системой, они рекомендуют нас друзьям.
Как происходит работа с операторами и владельцами воздушных судов?
Система проста в использовании не только для клиента, но и для оператора. Каждый запрос о перелете автоматически уходит в почту менеджерам из компаний-операторов. При этом, никто из них не видит информацию о заказчике: мы гарантируем каждому нашему клиенту абсолютную конфиденциальность. При возможности обслужить запрашиваемый рейс, менеджер в короткий срок составляет предложение и высылает его обратно заказчику. Со своей стороны мы всегда готовы оказать круглосуточную помощь в сопровождении рейса заказчика. Если предложение действительно выгодное и соответствует формуле «цена - качество», вероятность очень высока, что клиент подтвердит рейс.
Цель любого бизнеса – доход. Ваш «интерес», как компания зарабатывает? И все же, Charterscanner - это платформа для конечного потребителя или для авиаброкера?
Мы предлагаем компаниям использовать те возможности, которые открывает Charterscanner, за фиксированную невысокую ежемесячную абонентскую плату. Каждый новый оператор-партнер получает бесплатный доступ к системе в течение согласованного срока, и только после оценки реального результата и истечения льготного периода оплачивает участие в системе и продолжает наслаждаться тем, как быстро растет клиентская база. Для заказчиков частных самолетов регистрация в системе и ее использование всегда будут бесплатными. Однако вход брокерам в систему заказан: об этом мы предупреждаем при регистрации. Невнимательных авиаброкеров ждет черный список.