Вертолетные страсти по-турецки


Запрет на полеты однодвигательных вертолетов осложняет работу многих производителей
На фоне крупных контрактов, заключаемых государственными структурами, турецкий частный вертолетный рынок переживает не лучшие времена. Основная причина – последние изменения в области регулирования полетов вертолетов в городах. Авиационные власти страны существенно скорректировали правила полетов, запретив эксплуатацию однодвигательных вертолетов, как в городе, так и при полетах над морем.

Последние пару лет частный вертолетный рынок Турции существенно увеличился за счет приобретения именно однодвигательных вертолетов, которые были более привлекательны по цене и при этом удовлетворяли потребности подавляющего количества владельцев. Свои планы на этот рынок строили крупные производители, например, Robinson, да и популярные в стране «белки» от Airbus Helicopters были главными машинами для большей части покупательской аудитории. Сейчас же ситуация изменилась в корне.

Как рассказал BizavNews глава вертолетной компании HELISER Таркан Сер, истинная причина столь непопулярных мер кроется в «раздражении» авиа-ционных чиновников от количества вертолетов, которые хлынули на рынок за последние два года, и в ряде случаев невозможность контроля эксплуатантов в «напряженном» небе крупных городов. Желая в корне решить проблему безопасности полетов, авиационные регуляторы не задумываются о последствиях для развития бизнес-перевозок по всей стране, где иногда лишь вертолет становится оптимальным вариантом передвижения для быстрорастущего среднего класса.

Многие компании пока не смогли перестроить свой бизнес, и в целом по сегменту наступила неопределенная пауза. В принципе, одним из самых популярных производителей вертолетов остается Bell Helicopter, и к нему подтягивается AgustaWestland (более половины суммарного частного парка приходится на этих производителей), но с другой стороны машины, которые остались «на земле», пока не заменены. Следовательно, существенно уменьшились провозные мощности операторов, при сохранении стабильного спроса на услуги. Сейчас в стране без учета военных и государственных структур эксплуатируются чуть более 60 частных машин, и еще порядка тридцати вертолетов эксплуатируют операторы.

Еще большие опасения вызывают инициативы чиновников по ужесточению требований при сертификации частных вертолетных площадок. «Сейчас в Стамбуле лишь 13 специализированных площадок, что крайне мало для столь большого города. Частные клиенты, приобретающие вертолеты за $ 5-6 млн., сталкиваются с преднамеренным затягиванием и бюрократической проволочкой при получении разрешения на строительство частных вертолетных площадок.  Посмотрите сами, живя в азиатской части города, а бизнес имея в «Европе», владелец легально не может эксплуатировать собственный вертолет где и когда ему нужно. А значит, столь недешевое приобретение теряет всякий смысл. Аналогичная ситуация и в регионах, где передвижения между небольшими производствами тоже оптимально осуществлять с помощью вертолетов. Попытка откреститься от вертолетного сегмента – неправильный и недальновидный ход авиационных госменеджеров. Поэтому количество неофициальных вертолетных площадок увеличивается из месяца в месяц, что еще больше «подливает масло в огонь» в диалоге между владельцами и государством», - делится своими переживаниями г-н Сер.

Но и этим проблемы частных вертолетов не ограничиваются. Очередные «задумки» властей нанесут еще больший удар по владельцам. Чиновники предлагают полностью запретить ввоз в страну и эксплуатацию всех без исключения вертолетов старше 15 лет. Под эти «требования» попадает как минимум треть парка, причем самого активного – задействованного в туристической сфере и авиатакси.

Но все же г-н Сер оптимист. Пока регуляторы не замахнулись на святая святых – уведомительную систему полетов, можно подстроиться под любые условия, включая нынешние. «Пусть вертолеты и воспринимаются большей частью чиновников в качестве «комаров», которые мешают всем – трафику, безопасности и простым людям – в будущем вертолетный сегмент отыграет свое лидирующее место, как главный локомотив среднего бизнеса в стране. Наши главные авиационные боссы сидят в Анкаре, и, видимо, оттуда им не достаточно хорошо видно, что штампуя подобные законы и инициативы, они напрямую сдерживают естественный рост, пусть даже небольшого, но все же сегмента экономики. Надежда умирает последней, возможно, что в будущем все же нас ждут перемены», - резюмирует г-н Сер.