Авиадиспетчеров переведут на автопилот


Российская гражданская авиация постарается вместе с европейской перейти на новые технологии управления воздушным движением

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) намерено внедрить в отечественную гражданскую авиацию новую систему управления полетами под названием SWIM (System Wide Information Management, общесистемное управление информацией). Новые разработки в организации воздушного движения, которые внедряет в небо Международная организация гражданской авиации (ИКАО), позволят существенно снизить нагрузки на диспетчеров, а впоследствии и пилотов гражданской авиации.

Согласно принятому в рамках ИКАО Глобальному аэронавигационному плану, к 2033 году все государства — члены организации должны перейти на SWIM. Работы по интеграции SWIM в западных странах начались в конце 2000-х, предварительная подготовка в России стартовала в 2009 году, а сейчас подведомственный Росавиации НИИ аэронавигации (входит во ФГУП «ГосНИИ ГА») занимается подготовкой стандартов и стратегии внедрения SWIM в российском небе, рассказал Борис Артюков, ведущий специалист этого института.

Как говорится в материалах НИИ, ICAO работает над поэтапным совершенствованием системы функционирования гражданской авиации, и сейчас начинается развитие «сетецентрических систем» (концепция SWIM), так как нынешний способ обмена данными «точка–точка» перестал успевать за повышением роста воздушных перевозок и быть эффективным. По словам доктора технических наук, профессора Виктора Соломенцева, замгендиректора ОАО «Азимут» по научной работе и развитию («Азимут» разрабатывает аэронавигационное оборудование), SWIM — это, по сути, интернет для авиации: ее работа основана на предоставлении информации при взаимодействии различных авиационых систем.

«Сейчас план полета воздушного судна согласовывается на земле. Если во время полета случается нестандартная ситуация, экипаж и наземные службы вынуждены экстренно принимать решение, например, как обойти неблагоприятный фронт. Также усложняет ситуацию и то, что в воздушном пространстве есть узловые зоны, где большое количество самолетов сходятся в один поток. Диспетчеры испытывают большие нагрузки и стресс, пытаясь разводить такие потоки», — говорит Артюков. «Новая система позволит исключить ситуации с перегрузкой диспетчера. Он будет вовлекаться в организацию воздушного движения только тогда, когда возникают экстренные ситуации. Большая роль в управлении полетами будет отдана машинам — это будут компьютеры воздушных судов и наземные автоматизированные системы. Они возьмут на себя функцию обмена информацией, а диспетчер будет постепенно исключаться из этого процесса. Диспетчер будет выполнять функцию скорее рекомендательную или корректирующую, но никак не управления, как это происходит сейчас. Если на эшелоне, допустим, неожиданно появилось облако пепла или гроза, системы на основе общения между собой будут выдавать согласованные рекомендации по выходу из чрезвычайных ситуаций — как пилоту, так и диспетчеру. Это позволяет адаптироваться к тому, что воздушное движение в России увеличивается на 4% в год. Но роль человека всё равно остается главной, потому что именно он принимает окончательное решение. Кроме того, с машинной оптимизацией маршрутов самолеты не будут проводить в воздухе лишнее время — в экологическом аспекте это должно привести к уменьшению шума от самолетов и загрязнения атмосферы углекислым газом».

Президент аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников рассказал, что в целом в мире по вине авиадиспетчеров происходит не более 5% авиационных происшествий с человеческими жертвами. В России этот показатель аналогичен.

«У нас, к сожалению, часто на авиадиспетчеров вешают чужую вину, хотя у них есть четкие зоны ответственности. Правила ИКАО позволяют проводить расследования более тщательно. Россия старается следовать принципам ИКАО, и думаю, в будущем практика ведения авиационных происшествий изменится в лучшую сторону», — добавил Шелковников.

По словам Артюкова, на следующем этапе внедрения новой системы — «земля-воздух» — бортовые системы самолетов после подключения к SWIM позволят получать пилотам новые планы полетов в случае необходимости изменить маршрут. При внештатных ситуациях центр планирования автоматически будет пересчитывать план полета борта с учетом траектории полета других бортов в региональной, национальной или глобальной системе и передавать его сразу пилоту.

«На выходе получится неконфликтующая траектория полетов воздушных судов. Самостоятельно менять маршрут командир воздушного судна (КВС) не имеет права. Процедуры изменения плана полета сейчас занимают много времени и экономически невыгодны. Пилот докладывает в диспетчерскую службу авиакомпании о внештатной ситуации, та подает заявку на изменения диспетчерам управления воздушным движением, и после их решения КВС получает новый согласованный план. Всё идет к тому, что к концу внедрения программы пилот тоже станет наблюдателем по большей части, так же как и диспетчер. Исключение составляет разгон, взлет и посадка самолета, естественно», — рассказал Артюков.

О точных сроках внедрения SWIM в мировую и российскую авиацию говорить рано, заметил собеседник. По его словам, сейчас прорабатываются стандарты и подход к организации SWIM в глобальной организации воздушного движения, также в ближайшие годы будет дорабатываться собственно программа; национальная концепция и интересы России будут учитываться при кристаллизации глобальной концепции.

Росавиация подтвердила одобрение Российской Федерацией перехода к построению перспективной глобальной системы ОрВД.

«Общесистемное управление информацией (SWIM) является краеугольным камнем реализации Глобальной эксплуатационной концепции и плана ICAO, определяющих подход к развитию мировой системы организации воздушного движения. Изменения произойдут во всей системе ОрВД. Более 70% требований к новой системе основано на использовании SWIM-технологий. Россия планирует строить национальную систему ОрВД в соответствии с этими принципами», — прокомментировали в пресс-службе ведомства.

В 2015 году ICAO будет проведено совещание по управлению аэронавигационной информацией, в рамках которого основное внимание будет уделено SWIM. В первую очередь внедрение программы начнется в Европе и США, там уже готовят демонстрационные испытания. Они пройдут в мае 2015 года при поддержке FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) и SESAR (программа модернизации системы ОрВД в Европе). Российская сторона будет присутствовать как наблюдатель.

Источник: Известия