Авиатакси Dexter вышло на северо-западный рынок авиаперевозок.
Компания «Авиа Менеджмент групп» (АМГ), которая с 2006 года осуществляет в России перевозки пассажиров на самолетах в режиме заказного авиатакси, начинает свою работу в Санкт-Петербурге. С февраля 2008 года в аэропорту «Пулково» будет базироваться один восьмиместный самолет PC-12 производства швейцарской компании Pilatus, в дальнейшем летный парк АМГ может расшириться в зависимости от спроса на услугу. Авиасообщением будут охвачены города, расположенные в радиусе до 1 тыс. км от Северной столицы, – Москва, Калининград, Мурманск, Архангельск, Петрозаводск и др.
По словам Евгения Андрачникова, председателя совета директоров АМГ, целевая аудитория компании – представители бизнес-сообщества, в первую очередь сотрудники крупных компаний. «Проблемы бизнеса в СЗФО характерны для всей России. Потребность в перемещениях менеджеров всех уровней возрастает, а существующая транспортная инфраструктура стареет, – говорит Евгений Андрачников. – Как следствие, решение кажущихся элементарными логистических задач становится все более накладным для корпоративных бюджетов». По расчетам АМГ, в России сегодня порядка 1 млн человек являются потенциальными клиентами Dexter. Это люди, которые привыкли летать бизнес-классом самолетами регулярных авиалиний, а также прибегают к услугам бизнес-авиации.
Основной трафик
Наибольший потребительский спрос на перевозки в РФ сегодня формируют два города – Москва и Петербург. За трафик между двумя столицами идет острая конкурентная борьба среди различных перевозчиков. По соотношению «цена – скорость – комфорт» предложение Dexter вполне соответствует услугам других игроков. Так, оплата перелета на PC-12 идет по фиксированному тарифу: километр пути стоит 130 рублей за весь самолет. Таким образом, к примеру, перелет из Петербурга в Москву обойдется в 97,5 тыс. рублей. В том случае, если все места заполнены, каждый пассажир заплатит чуть более 12 тыс. рублей. Полет бизнес-классом на рейсе ГТК «Россия» (стоимость билета 9,2 тыс. рублей) позволяет экономить несущественно.
При этом время, потраченное на то, чтобы добраться из Петербурга в Москву, в обоих случаях будет одинаковым – примерно три часа. Если к перелету добавить время, необходимое для того, чтобы добраться из аэропортов до центра, то временные затраты будут такими же (если не выше), как при поездке по железной дороге: поезд ЭР-200 довезет от центра Петербурга до центра Москвы за четыре часа (стоимость билета – 2 тыс. рублей).
По сравнению с моделью, представленной Dexter – авиатакси по вызову, – традиционная система работы авиакомпаний по жесткому расписанию может выглядеть недостатком. За возможность лететь по своему личному расписанию состоятельные люди готовы платить. В этом и состоит концепция бизнес-авиации по доступной цене, которую реализует АМГ. Предлагаемая рынку идея не нова. Так, правительство Москвы еще в 2006 году планировало создать сеть авиатакси на базе самолетов. Однако этот проект так и не был реализован.
В России работает ряд компаний деловой авиации, которые занимаются чартерными бизнес-перевозками как на переоборудованных старых советских самолетах (Як-40, Ту-134), так и на бизнес-джетах западного производства. Аренда этих самолетов обходится недешево и за перелет на Як-40 из Москвы в Петербург придется выложить до 15 тыс. долларов.
Будущее за регионами
Бурное развитие региональных экономик требует от бизнесменов все большей мобильности. Но во многих городах и населенных пунктах воздушное сообщение нерегулярно или вообще отсутствует.
В последние 15−20 лет региональные линии практически исчезли, многие аэропорты либо вообще непригодны для приема самолетов, либо могут принимать только региональные или легкие самолеты из-за недостаточной длины взлетных полос и их невысокого качества (половина из порядка 400 работающих аэропортов России имеют только грунтовые полосы). Рассчитывать на то, что государство оперативно восстановит аэропортовую инфраструктуру в регионах, необходимую для организации регулярных перевозок, не приходится. Поэтому у Dexter есть все шансы расширить предложение своих услуг за счет регионов.
Время – деньги
В планах АМГ – построение системы авиатакси в национальном масштабе. К настоящему моменту компания уже вложила в проект порядка 33 млн долларов собственных и заемных средств. По словам Евгения Андрачникова, к 2010 году (через четыре года после старта проекта) инвестиции предполагается вернуть и выйти «в ноль». Впрочем, это вызывает серьезные сомнения.
Во-первых, проект позволит работать с хорошей прибылью только в том случае, если он станет по-настоящему сетевым – с большим количеством самолетов (в АМГ рассчитывают к 2013 году довести их число до 80), аэропортов базирования и широким охватом экономически активных территорий. Пока это не так. У компании еще в 2006 году должно было быть 15 самолетов, то есть в три раза больше, чем сегодня. Дело в том, что производители легких самолетов, чьей продукцией планирует укомплектовывать свой летный парк АМГ, перегружены заказами. Во-вторых, как отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, АМГ будет испытывать сложности с привлечением квалифицированных авиапилотов, которые на отечественном рынке в большом дефиците.
Источник: Expert Online