«Тулпар» улетает от Татинвестбанка

Казанская авиакомпания отошла от финансового бизнеса.

Основной владелец группы компаний «Тулпар» Азат Хаким завершил сделку по продаже мажоритарного пакета акций казанского ЗАО АКБ «Татинвестбанк» болгарскому инвестиционному холдингу «Химимпорт». Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила $17-20 млн. В отношении нового собственника банка господин Хаким имеет и другие планы — холдинг может стать соинвестором в развитии авиабизнеса «Тулпара».

В конце января болгарский инвестиционный холдинг «Химимпорт» консолидировал 92% акций АКБ «Татинвестбанк», завершив несколько связанных сделок по выкупу бумаг у пяти основных акционеров банка. Информацию об этом подтвердил „Ъ“ основной совладелец банка бизнесмен Азат Хаким. Иностранному резиденту не потребовалось согласования покупки российского банка с Центробанком РФ, так как схема исключала прямую покупку акций банка у его совладельцев. Стоимость сделки стороны не раскрывают. Кредитный аналитик Траст-банка Алексей Демкин оценивает ее в $17-20 млн, исходя из троекратной величины собственного капитала банка.

Первый шаг по продаже Татинвестбанка был сделан еще осенью прошлого года. Как писал „Ъ“ (см. номер от 3 октября 2007 г.), в октябре господин Хаким продал 97,37% акций страховой компании «Итиль», с приобретением которых болгарский холдинг стал владельцем 20% акций Татинвестбанка. По схеме непрямых сделок у Азата Хакима приобретались остальные акции банка: 20% выкуплены путем получения ООО «Предприятие „Финист“», 11,98% акций перешло «Химимпорту» после покупки ООО БИТ, контролируемого менеджментом банка. 6,9% акций банка было приобретено непосредственно у ЗАО «Финтранс». Собрав 58,68% акций у татарстанских акционеров банка, болгарский холдинг приступил к переговорам о приобретении 19,26% акций банка у ООО «Уральская транспортная компания», которая контролируется пермским бизнесменом Михаилом Антоновым, и у других совладельцев.

Основной причиной продажи банка господин Хаким назвал необходимость повышения капитализации кредитного учреждения. «Акционеры решили не держаться за Татинвестбанк, сдерживая его рост и финансовые возможности. Нам нужны длинные кредиты на сумму не менее $5 млн в год, но банк не может их предоставить. Отвлечь же на увеличение его уставного капитала собственные средства нам пока сложно», — говорит владелец группы компаний «Тулпар». В результате два года назад господин Хаким начал вести переговоры о продаже банка преимущественно с иностранными компаниями.

С приобретением банка «Химимпорт» принял решение увеличить УК со 103,7 млн до 143,7 млн руб. (к началу марта должно завершиться размещение допэмиссии на 40 млн руб.). По этому показателю Татинвестбанк станет первым среди средних банков Татарстана (к таковым относятся кредитные учреждения с УК не более 150 млн руб.). По данным Нацбанка РТ, среди них 6 из 25 банков республики (среди них Татэкобанк — 125 млн руб., Автоградбанк — 99,6 млн руб.) «У нас нет желания гоняться за банковскими рейтингами», — говорит господин Хаким, заметив, что кардинальных изменений в политике банка ожидать не стоит. По его словам, с приходом новых собственников банк сможет увеличить кредитный портфель и вывести на рынок новые банковские продукты. Банк сохранит свое название, а сам господин Хаким останется в совете директоров банка. Кроме того, «Химимпорт» взял обязательство не менять действующий состав менеджмента.

Добавим, что «Химимпорт» появится и в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. Как сообщил господин Хаким, с приобретением «Итиля» болгарский холдинг стал владельцем 24% НПФ «Волга-Капитал». Таким образом, основной владелец группы компаний «Тулпар» Азат Хаким продал «Химимпорту» весь финансовый блок холдинга.

В холдинг «Тулпар» входило три основные группы по направлениям авиализинга, дизайна и финансам. Лизинговая авиакомпания «Тулпар» предоставляет технику в аренду, владеет 11 самолетами Як-42, двумя Як-40 и одним Hawker 125, в аренде находятся самолет Challenger 300 и вертолет Eurocopter 135. «Тулпар Эйр» осуществляет деловые чартерные перевозки, в парке 10 самолетов Як-40 (из них пять своих) и три Як-42 (один свой), пять вертолетов (Ми-2 и два Ми-8). «Тулпар Интерьер Групп» специализируется на изготовлении эксклюзивных интерьеров для самолетов. Совокупная выручка в 2007 году превысила 1 млрд руб.

Господин Хаким, между тем, не собирается сворачивать бизнес в Татарстане. Напротив, болгарская компания может стать новым партнером, с которым «Тулпар Эйр» готовится осуществить крупный инвестпроект. По его словам, в настоящее время группа компаний «Тулпар» обсуждает возможность создания СП для техобслуживания иностранной летной техники и строительство ангара в МАК «Казань». С его постройкой «Тулпар Эйр» сможет получить сертификат на обслуживание иностранных самолетов в Казани. Пока «Тулпар Эйр» выполняет техобслуживание отечественных судов по заказу «Газпромавиа» примерно на 50 млн руб. в год, тогда как освоение услуг по техобслуживанию машин зарубежного производства (в первую очередь самолетов деловой авиации — Hawker 125, Challenger 604, Challenger 300, Cessna Citation) позволит увеличить эту сумму еще на 150 — 200 млн руб. «К сожалению, авиабизнес — капиталоемкий, инвестиции в него не сразу дают отдачу, но без ангара развивать это направление невозможно», — заключил господин Хаким, добавив, что болгарская компания более 10 лет работает на рынке авиауслуг в своей стране. В частности, «Химимпорт» в партнерстве с Lufthansa предоставляет услуги в области технического обслуживания воздушных судов.

Источник: Коммерсант - Казань