Скоростная связь для самолетов деловой авиации через спутники «Инмарсат»

Компания Inmarsat презентовала проект новой скоростной системе связи SwiftBroadband.

В отеле «Савой» 14 февраля международная компания Inmarsat plc провела брифинг, посвященный новой скоростной системе связи SwiftBroadband. Сама Inmarsat plc со штаб-квартирой в Лондоне является владельцем и оператором подвижной космической морской спутниковой связи.

С началом эксплуатации 4-го поколения спутников Inmarsat массой в 5958 кг стала предоставляться широкополосная связь на скорости 432 Кбт в секунду для находящихся в воздухе ВС по IP-протоколу. Передача речевой информации ведется на скорости 4 Кбт в секунду. Запуск последнего из трех спутников серии позволит закольцевать возможность передачи данных по всему земному шару. Он будет запущен «Протоном» с Байконура в апреле 2008 г. Производитель спутников 4-го поколения – французская компания EADS Astrium. Рассказывая об особенностях скоростной системы связи SwiftBroadband, вице-президент по продажам и маркетингу компании Перри Мелтон отметил, что это новейшая разработка для авиаиндустрии и практически не имеет аналогов в мире. В некоторой степени с ней может быть сравнена подвижная система космической связи Iridium. Но она обеспечивает только голосовую связь.

Основная же задача SwiftBroadband - передача пакетной информации, включая видео пресс-конференции. Для этого к спутниковому оборудованию подключаются компьютер, факсимильный аппарат, видеотерминал или какие-либо другие мультмедийные средства. Предоставляется возможность работы на борту самолета с использованием широкополосной спутниковой связи для мультимедийных приложений Broadband Global Area Network (BGAN). Что касается деловой авиации, то новая услуга Inmarsat уже весьма востребована. Ее пассажирам в равной степени необходимы такие услуги, как streaming video, voice over Internet protocol (VoIP) и скоростной доступ в Интернет. Обмен большими объемами данных требует и соответствующего канала. И удовлетворить эти запросы в дальних полетах способны только широкополосные спутниковые коммуникационные системы.

Для обеспечения связи по линии борт-спутник для работы в обоих диапазонах излучения радиолуча, самолет должен быть оборудован антенной, направленной на выбранный спутник и бортовым приемопередатчиком/терминалом данных. Так компания ViaSat Inc. разработала механически ориентируемую тарелкообразную антенну для работы в Ku-диапазоне, где обычно диаметр самой тарелки весьма велик. Новая же антенна имеет диаметр менее 0,6 м и монтируется на хвосте самолета и. Антенна и ее контейнер весят менее 18 кг. Антенны L-диапазона более компактны. Они имеют или неподвижные фазированные антенные решетки, или такие как HGA-7000 (компании Chelton Sat-com Inc.), CMA-2102LW (CMC Electronics) и AMT-3800 HGA (EMS Satcom) имеют то преимущество, что в их конструкциях нет подвижных элементов. Они очень надежны.

Однако, будучи планарными устройствами, установленными на фюзеляже, они требуют большое количество монтажных элементов, плюс установки специальных камер для проводки, состоящей из коаксиальных кабелей. Механические антенные системы с подвижными элементами по размерам меньше, чем фазированные. Так комплект AMT-50 компании EMS Satcom весит около 8 кг и имеет антенну диаметром менее 0,3 м. Комплект устанавливается на верхушке вертикального хвостового стабилизатора. При этом защитный обтекатель антенны последних моделей заменен нормальным наконечником стабилизатора. Для работы в полете мобильных телефонов пассажиров деловой самолет оборудуется миниатюрной бортовой базовой станцией. Она поддерживает мощность, излучаемую индивидуальными сотовыми телефонами, в пределах безопасных для полета.

Для самолетов деловой авиации, совершающих полеты по России, установка системы связи SwiftBroadband приобретает особо важное значение в связи с огромными пространствами, не имеющими никакой наземной связи. Цена комплекта оборудования в зависимости от комплектации от $4-5 тыс. до $10 тыс. Важной особенностью названной системы космической связи является то, что она работает в так называемом режиме IPDS (Inmarsat Packet Data Service). Это означает оплату пользователем не времени соединения, а количества фактически переданной информации, что значительно удешевляет саму связь. В России официальным сертифицированным дистрибутором «Inmarsat» является ФГУП «Морсвязьспутник», который к настоящему времени имеет около 15 тыс. пользователей.

Источник: BizavNews (автор А. Барановский)