Руководители Vista Global, которой принадлежат VistaJet и XO, говорят, что статья Wall Street Journal о ее финансах была неверной по нескольким направлениям
Проблемы Vista Global, материнской компании провайдеров частных самолетов VistaJet и XO, могут всколыхнуть вторичный рынок, говорится в статье Wall Street Journal, опубликованной в начале этой недели. Однако официальные лица Vista говорят, что выводы и элементы истории были неверными.
Статья The Wall Street Journal, озаглавленная «Как одна обремененная долгами компания может создать шторм для частных самолетов», последовала за анализом финансов Vista, опубликованным Financial Times в мае 2023 года. Отчет FT был основан на размещении облигаций частной авиакомпании на сумму $500 млн, которые были переподписаны и распроданы за несколько часов.
В понедельник обозреватель WSJ «Heard on the Street» Джон Синдреу написал: «Инвесторы все больше беспокоятся: облигации VistaJet, выпущенные в мае прошлого года, на которые было очень много подписок, сейчас распродаются. В пятницу доходность закрылась на уровне 17,23%, что является самым высоким показателем за всю историю. Это означает цену в 77 центов за доллар и спред по доходности казначейских облигаций в 13,18 процентных пункта». Он продолжил: «Рейтинговые компании не понизили рейтинг облигаций, которые имеют субинвестиционный рейтинг B-минус. Но только 9% ценных бумаг в этой категории торгуются со спредами выше 10 процентных пунктов, что является типичным порогом для проблемных ситуаций, показывают данные S&P Global Market Intelligence».
Помимо риска для клиентов, которые отправили средства VistaJet и XO на будущие рейсы в рамках своих программ jet card, в анализе WSJ отмечается, что «долговая нагрузка VistaJet также является недооцененным риском для канадской компании Bombardier, котирующейся на бирже, ключевого поставщика самолетов Vista Global, и для всего рынка подержанных частных самолетов».
Однако официальные лица Vista Global говорят, что ключевой посыл статьи WSJ был неверным.
В статье говорится: «Срок погашения облигаций на сумму $150 млн наступает в июне этого года».
«У нас есть три типа облигаций: на $1 млрд со сроком погашения в 2030 году, две облигации на $500 млн со сроком погашения в 2027 и 2028 годах. Таким образом, по сути, нам не нужно получать доступ к рынкам необеспеченных облигаций ранее 2026 года», - говорит финансовый директор Vista Шарлотте Колхун.
Что касается конкретной облигации, на которую ссылается The Wall Street Journal, Колхун добавляет: «Она была рефинансирована в январе 2022 года с помощью нового инструмента. Она была «переформатирована» и теперь погашается в 2030 году с более выгодным купоном. Если вы снизите ставку в 10,5% до 6,375%, что является очень выгодной сделкой для нас, и выпустите наш единственный крупнейший долговой инструмент на восемь лет – я сделала это до того, как ставки начали расти, – на самом деле, я очень горжусь своими достижениями в этой области».
Vista также не согласились с другими элементами истории WSJ. Синдреу отметил: «В прошлом году Delta Air Lines спасла одного из партнеров VistaJet, американскую компанию Wheels Up, от банкротства, которое вывело бы на рынок 180 самолетов. VistaJet крупнее. Во время пандемии она приобрела таких конкурентов, как Air Hamburg и Jet Edge, и утроила свой парк до 270 самолетов, включая множество первоклассных джетов Bombardier Global с дальностью полета 6000 миль и более».
Коммерческий директор Иэн Мур обсудил сравнение с Wheels Up в статье. Он говорит: «Кажется, нас всегда ставят рядом с Wheels Up. Несмотря на то, что мы являемся глобальным бизнесом (в то время как Wheels Up в основном сосредоточена на внутреннем рынке США), у нас другие риски, 20-летний послужной список, (и) несмотря на положительную EBITDA, нас, кажется, всегда ставят в эту категорию. Мы в корне не согласны». Wheels Up терпит убытки как по чистой прибыли, так и по EBITDA.
Основатель Vista Томас Флор ранее утверждал, что чистые убытки компании были основаны на том, как она обесценивает самолеты. В прошлом году Флор защищал свою компанию от статьи FT на CNBC, заявив: «Скорректированный показатель EBITDA составил более $800 млн в 2022 году. Мы никогда не фокусируемся ниже уровня EBITDA. У компании очень консервативная политика амортизации, в соответствии с которой в течение 13 лет мы обесцениваем наши самолеты до нуля. Это выбор, который мы делаем как частная компания в рамках проводимой нами консервативной политики».
Томас Флор
Мур считает, что у Vista хорошие позиции. Он говорит, что у VistaJet такой же объем портфеля заказов, как у таких производителей, как Bombardier. «У нас тоже есть невыполненные заказы, то есть на отдельные рейсы. Это называется Программой, и она рассчитана на несколько лет», - сказал он.
Программа VistaJet «Jet card» предусматривает трехлетнее обязательство. Клиенты платят ежегодно или ежеквартально, и за досрочное расторжение контракта предусмотрены штрафные санкции. В свою очередь, они могут бронировать и отменять международные рейсы на дальние расстояния без штрафных санкций, уведомив об этом всего за 48 часов. Каждая поездка часто обходится в сотни тысяч долларов.
Влияние на покупателей? Пока, по словам Мура, не похоже, что негативные публикации влияют на покупателей. Он говорит, что со времени публикации статьи в FT не произошло заметных изменений в количестве ее членов, желающих платить ежеквартально. И хотя участники программы, покупающие 100 часов в год, платят за полеты от $1,5 до $2,5 млн в год в зависимости от типа самолета, эти суммы кажутся незначительными по отношению к банковским счетам многих клиентов. Мур говорит, что профиль участников программы VistaJet по-прежнему аналогичен анализу WealthX за 2018 год. Это показало, что в основном она обслуживает крупные транснациональные корпорации, правительства и UHNW, средний чистый капитал которых составляет $1,16 млрд.
Вероятно, сильной стороной компании является то, что для нескольких ключевых сегментов пассажиров, включая тех, кому необходимо лететь межконтинентальным рейсом и которые должны бронировать рейсы и отменять их в кратчайшие сроки, у VistaJet практически нет конкурентов, а иногда и вовсе нет аналогичных карточных программ. Альтернативами могут быть покупка собственного самолета, долевые программы или фрахтование рейса за рейсом, что сопряжено со своим набором проблем.
Что, если Vista действительно потерпит неудачу? Один отраслевой аналитик, работающий в этой сфере более десяти лет, считает, что парк VistaJet, состоящий из последних моделей Global и Challenger 350, быстро найдет себе новое пристанище.
«По сути, там есть бизнес. То, что мы увидели с Delta и Wheels Up, говорит о стратегическом покупателе», - говорит он, добавляя: «Это было бы решением «под ключ» для крупного оператора или кого-то за пределами отрасли, кто хочет выйти на рынок бизнес-авиации».
Аналитик указывает на рынок потенциальных покупателей в виде действующих операторов долевого владения, различных суверенных фондов и других лиц за пределами отрасли.
Например, Бернар Арно, контролирующий люксовый конгломерат LVMH, которому принадлежат Louis Vuitton, Dior, Tiffany, Dom Perignon и Hublot, среди других высококлассных брендов, расширяет сферу luxury. Он заплатил $3,2 млрд за приобретение Belmond в 2018 году, компании, которая испытывала «финансовые трудности». Недавно LVMH запустила спа-салон Dior в Royal Scotsman, поезд класса люкс, приобретенном через Belmond.
Семья Пино владеет Gucci, Saint Laurent и Bottega Veneta через Kering. В 2015 году они купили роскошную экспедиционную круизную компанию Ponant 2015. В 2019 году к ней добавились круизы Paul Gaugin Cruises.
Автор материала Синдреу из WSJ не ответил на запрос о комментариях по электронной почте. Однако после того, как материал был перепечатан рядом СМИ, Синдреу прокомментировал: «Похоже, что мой поставщик данных FactSet (и второй источник, который я запросил на всякий случай) ошиблись в этом; я исправлю это сейчас». Статья WSJ теперь содержит следующее примечание: «Облигации VistaJet на сумму $150 млн, упомянутая в предыдущей версии этой статьи, уже была рефинансирована. В предыдущей версии этой статьи неправильно говорилось, что срок погашения облигации наступит в июне этого года».
Канадский производитель Bombardier также прокомментировал публикацию. Представитель компании говорит: «Bombardier подчеркивает, что колонка в Wall Street Journal дает мало информации о фундаментальных показателях в отрасли бизнес-джетов и, как таковая, носит весьма спекулятивный характер. Необходимо учитывать здоровый и устойчивый спрос на чартерные рейсы частных самолетов, массовый приток новых клиентов и высокие показатели использования».
WSJ утверждала, что производитель был более уязвим к сбоям в производстве самолетов, поскольку у него не было широкого спектра других предприятий, на которые можно было бы опереться. Gulfstream является подразделением General Dynamics; у Embraer есть военные и коммерческие подразделения, в то время как Cessna является частью Textron.
Однако, по словам пресс-секретаря канадского производителя, «выдающиеся результаты Bombardier за последние три года были подчеркнуты разнообразным сочетанием видов деятельности, включая продажи новых самолетов, сервисное обслуживание и растущую оборонную группу». Он добавляет: «VistaJet является ценным деловым партнером, и мы гордимся тем, что они создали мировой бренд, летающий на самых современных бизнес-джетах в мире».