Агентство Bloomberg сообщает, что Томас Флор, главный владелец VistaJet, сообщил инвесторам, что его 86% акций могут быть использованы для привлечения денежных средств. «Это огромный запас капитала в бизнесе, к которому можно получить доступ для повышения ликвидности».
По данным Bloomberg, показатель EBITDA Vista Global в 2023 году снизился с $845 млн до $801 млн. Выручка увеличилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $2,6 млрд. Долг вырос до $3,9 млрд, увеличившись на $133 млн. Постоянные расходы, включая персонал и операционные издержки, в 2023 году составили $684 млн, увеличившись на 30%. Ликвидность выросла более чем вдвое и составила $270 млн.
В отчете Bloomberg также продолжается публичная борьба между Vista Global и ее гораздо более мелким конкурентом. Материнская компания для VistaJet и XO находится под пристальным вниманием с тех пор, как в мае прошлого года Financial Times опубликовала статью, основанную на размещении облигаций на сумму $500 млн в 2023 году.
В статье, озаглавленной «Разрушитель частных самолетов: Взлет VistaJet Томаса Флора из-за долгов», рассказывалось о чистых убытках компании за предыдущие четыре года, растущем долге и нехватке наличных для предоплаты будущих рейсов, известной как отложенный доход.
Затем в немецких СМИ появилось множество дополнительных сообщений о ее финансах. В 2022 году, в рамках своих планов по расширению, Vista приобрела Air Hamburg, крупнейшего немецкого бизнес-оператора. С 2018 года компания также приобрела операторов XOJet, Red Wing Aviation, Talon Air и Jet Edge, а также брокеров JetSmarter, Apollo Jets и Camber. С тех пор Vista стала третьим по величине провайдером в Северной Америке, на крупнейшем в мире рынке частной авиации.
В прошлом месяце агентство Bloomberg сообщило, что негативные статьи о финансах Vista были спланированы конкурентом. В статье на WhatsApp «вымышленные имена и предполагаемый заговор против VistaJet», опубликованной в ходе судебного разбирательства по не связанному с этим делу против Флора, говорится, что эти материалы были частью якобы секретной шестилетней кампании конкурента AirX и его председателя Джона Мэтьюза.
Согласно представленным в суд сообщениям, которые, по словам адвокатов Флора, были переданы ему информатором, целью было нанести ущерб интересам Флора и извлечь выгоду из потенциальной кончины VistaJet. Сообщения частных групп, полученные Vista и представленные в судебных документах, показали, что в течение нескольких лет руководители AirX предоставляли журналистам финансовые документы, доступ к которым, как правило, ограничен для инвесторов соглашениями о конфиденциальности, сообщая журналистам, что банкротство Vista неизбежно и будет иметь негативные последствия для отрасли и потребителей.
После публикации FT в мае прошлого года Мэтьюз рассказал членам частной группы, в основном сотрудникам AirX: «Мы совершили выдающийся подвиг, и я хотел бы поздравить всех, кто принимал в этом участие. За этим интересно наблюдать, но сейчас нам следует отойти от СМИ. Эта тема была важной частью моей жизни в течение шести лет, и я думаю, что пришло время двигаться дальше. Эта группа в WhatsApp предназначена для мониторинга статей, чтобы быть в курсе ситуации, а также для отслеживания комментариев на случай упоминания нашей компании. Однако я хотел бы попросить нас воздержаться от активного освещения деятельности компании в СМИ. Давайте вернемся в тень. Привлеките внимание СМИ для продвижения нашего бизнеса, но не для освещения краха или проблем Vista. Мне нужно двигаться вперед и избавиться от этого бремени, которое давит на меня. Спасибо».
В то же время в групповых чатах руководители AirX обсуждают, как они могли бы воспользоваться суматохой, которую они создали, приобретя самолеты, которыми управляла Vista Global, и как крах Vista Global позволил бы им повысить цены.
В одной из заметок Мэтьюз сообщает коллегам: «Нам крайне важно иметь эту информацию, поскольку сокращение парка требует немедленного повышения наших тарифов. Мы могли бы легко добавить 1 тысячу евро в час».
Юристы Мэтьюза и AirX «решительно» опровергли обвинения в сговоре с финансистом Тимом Хорликом, партнером Флора до основания им VistaJet, который в настоящее время ведет судебный процесс против Флора.
Мэтьюз перепечатал последнюю статью в Bloomberg, отметив: «Я не сомневаюсь, что наши отраслевые СМИ намеренно пропустят мимо ушей эту недавнюю статью в Bloomberg, поскольку она противоречит преобладающему представлению о «рекордных торгах». Невероятно постыдно, что нашему медиа-сектору, похоже, не хватает моральных принципов, необходимых для информирования потребителей, отрасли и читателей о подлинных новостях, вместо этого они чаще всего предпочитают нападать на тех, кто выступает за правду».
После того, как в январе 2024 года The Wall Street Journal опубликовала отчет под названием «Как одна обремененная долгами компания может создать проблемы для частных самолетов», в котором обсуждалось, как банкротство Vista может повлиять на Bombardier, производителя частных самолетов, Мэтьюз написал в группе: «Сегодня Bombardier потерял $300 млн на цене акций». Перед публикацией статьи в WSJ Мэтьюз сообщил в своей частной онлайн-группе: «Юристы The Wall Street Journal позвонят сегодня вечером; если они по-прежнему напуганы письмами Vista, то, боюсь, все было напрасно. Однако, если они смогут поддержать просьбу журналиста о публикации, потому что все это основано на фактах, то удар будет нанесен завтра утром». Мэтьюз, чей авиапарк включает в себя старые и небольшие подержанные самолеты, по сравнению с парком более новых и крупных самолетов Vista, поставляемых напрямую от производителя, пожаловался, что его более крупный конкурент занижает цены.
В феврале Vista выпустила пресс-релиз с публичным обзором результатов деятельности компании за 2023 год. Компания не раскрывает подробностей, так что это скорее серия основных моментов.
В пресс-релизе компании Флор говорит: «2023 год стал еще одним годом успешной работы в нашем бизнесе. Несмотря на необходимость реагировать на глубокие экономические сдвиги и сложную геополитическую неопределенность, мы добились двузначного роста на всех рынках, что было достигнуто благодаря досрочному обновлению нашего парка воздушных судов, дальнейшему повышению стандартов обслуживания и значительному увеличению доступности воздушных судов». Он продолжил: «Сегодня Vista является по-настоящему глобальным и узнаваемым брендом во всем мире благодаря 20-летнему опыту предоставления непревзойденных услуг нашим клиентам, и у нас есть все возможности для дальнейшего увеличения нашей доли на рынке в течение следующих двух десятилетий».
Согласно последнему отчету Bloomberg, Флор продолжил защищать программу VistaJet и предложения VJ25, которые позиционируются как альтернативы долевому владению. Флор написал своим инвесторам: «Vista берет на себя все риски по активам, и мы рады это сделать. В то время как наши коллеги обычно перекладывают риски по активам на своих клиентов, мы изучили, что делают коммерческие авиакомпании, и наш балансовый отчет ничем не отличается от их».
После публикации отчета Financial Times за 2023 год Флор обратился к CNBC, чтобы оспорить результаты своего финансового анализа. Флор сказал, что чистые убытки были основаны на решении Vista ускоренной амортизации самолетов. Он сказал, что компания сосредоточена на показателях EBITDA, а растущий долг является частью цикла роста.
В 2018 году Флор запустил Vista Global в качестве холдинговой компании, базирующейся в Дубае, для содействия многочисленным приобретениям. В результате этого компания утроила парк и увеличила, по оценкам, на $400-500 млн доход от брокерских услуг. Флор отнес дефицит наличности к отложенным доходам, заявив, что, поскольку он владеет самолетами, его прямые расходы на выполнение рейсов составляют всего 20 центов. Он также отметил, что FT основывалась на размещении облигаций на сумму $500 млн, которые были распроданы за несколько часов.
В 2017 году Флор продал акции Rhone Capital за $200 млн, что, по его словам, оценивало компанию в $2,5 млрд. На тот момент у VistaJet было 70 самолетов. Теперь Флор также говорит, что его 86% акций компании, которую он основал в 2004 году, могут быть использованы для повышения ликвидности.
Теперь компания утверждает, что владеет самолетами на сумму $5 млрд, а 393 самолета из ее парка находятся в аренде. Представитель Vista Global отказался комментировать отчет Bloomberg о финансовых показателях за 2023 год.