Как построить бизнес на старых фюзеляжах

5 марта 2015 г. актер и пилот Харрисон Форд разбил свой винтажный моноплан Ryan ST-3KR на поле для гольфа в Венеции, штат Калифорния, из-за неисправности двигателя. В конце концов обломки оказались на кладбище компании Dodson International в Рантуле, штат Канзас.

Dodson International покупает и продает старые запчасти для самолетов, включая фюзеляжи. Сюда поступают аварийные самолеты, те, которые больше не пригодны для полетов. Большинство из них принадлежали людям или организациям, о которых вы никогда не слышали, но есть несколько примечательных исключений: Jet Commander покойного актера Джона Уэйна, турбовинтовой самолет Jetstream 31, некогда принадлежавший легенде гонок Nascar Ричарду Петти, Gulfstream GIII, ранее принадлежавший генеральному директору Ultimate Fighting Championship Дане Уайту, Piper Meridian, с которого опальный финансист Маркус Шренкер выбросился с парашютом, пытаясь инсценировать собственную смерть в 2009 году, четыре Piaggio Avanti из несуществующей Avantair и Hawker 4000 из программы летных испытаний этого самолета.

Компания Dodson начинала с работы на стороне оператора FBO, занимаясь продажей старых Cessna 172 и Piper Cherokee. Сегодня это один из крупнейших в мире поставщиков запчастей для деловых самолетов и турбинных вертолетов. Особой популярностью пользуются Learjet 30-й серии и ранние модели Cessna Citation, а также винтажные вертолеты Bell JetRanger и Bell 212.

Но на стоянке есть и более новые бизнес-джеты, в том числе последняя модель Dassault Falcon 7X.  Dodson International также занимается транспортировкой самолетов, а также поставкой вспомогательных транспортных средств, включая бензовозы и буксиры.

Проезжая по холмистым пастбищам сразу за городом по Вермонт-роуд, вы увидите необычное зрелище – самолет Lockheed JetStar, установленный на пилоне. Пройдите через соседние ворота, и вы окажетесь в том месте, которое когда-то было гигантским коровником с земляным полом, где раньше проводились родео.

Это часть комплекса Dodson International площадью почти в 81га и ангаром площадью  более 18500кв.м. под крышей, где хранится 18 миллионов авиационных деталей, включая 2000 фюзеляжей. Последние аккуратно расставлены на прилегающих полях и сгруппированы по маркам и моделям. По оценкам генерального директора Дж.Р. Додсона, с момента своего основания в 1984 году компания переработала 5000 самолетов. Дж.Р. Додсон руководит компанией вместе со своими сыновьями Дилоном и Ником и 65 другими штатными сотрудниками.

Dodson приобретает самолеты и запчасти у хорошо зарекомендовавшей себя сети страховых и других компаний. Около 70% ее бизнеса приходится на Северную Америку. Время от времени Дж.Р. Додсон, пилот реактивного самолета с высшим образованием и выпускник Эмбри-Риддла, который когда-то мечтал работать в авиакомпании, отправляет свой Falcon 10 на место предполагаемого приобретения, чтобы осмотреть его. Он называет Falcon «Феррари на стероидах» и отмечает, что бизнес, которым он занимается за одну поездку, часто может покрыть операционные расходы за 10 поездок в течение всего года. Додсон также частично владеет Falcon 50 и 900. Хотя фотографии и видеозаписи хороши, Додсон сказал, что ничто не заменит того, чтобы посмотреть на самолет лично.

Некоторые самолеты Dodson разбирает самостоятельно, а другие разбираются на ремонтных станциях. Компания Dodson не имеет сертификата Part 145, но использует механиков по планерам и силовым установкам для обеспечения качества и соответствия требованиям. Самолеты прибывают на грузовиках или доставляются пилотами-контрактниками либо на травяную полосу через дорогу, либо в аэропорт в соседней Оттаве, штат Канзас (KOWI), где базируется дочерняя компания Dodson Aviation. Особенно ценятся компоненты, которые были недавно отремонтированы или имеют большой оставшийся срок службы. Ввод инвентарных данных включает в себя кропотливый процесс документирования, проверки и оценки, затем ввод данных и штрихкодирование. Соответствующие данные хранятся на серверах с тройным резервированием. Сами детали фотографируются и маркируются, а затем либо закрываются крышками, упаковываются в пакеты, в клетку или опечатываются, а затем отправляются на склад. Компания Dodson использует программу, которая позволяет авторизованным пользователям получать доступ к данным и фотографиям любой части своего инвентаря с помощью мобильного телефона.

Двигатели, на которые приходится около 20% бизнеса Dodson, хранятся отдельно и обслуживаются в соответствии с рекомендованными графиками. Авионика для старых моделей также пользуется спросом и «очень ценится», сказал Дж.Р.Додсон. Клиентами компании в первую очередь являются провайдеры по ТОиР и отдельные летные подразделения, но продолжающиеся перебои в цепочке поставок из-за Covid привели к появлению нового класса клиентов — производителей оборудования.

«Очевидно, что нам помогла неспособность производителей получать определенные детали», - сказал он. «Есть множество конструктивных элементов и других узлов, на изготовление которых у производителей сейчас уходит много времени, и иногда они просто не могут наладить своевременное производство. Не проходит и месяца, чтобы производители не покупали запчасти, которых у них нет». По словам Дж.Р. Додсона, это особенно актуально, когда речь заходит о двигателях. «Как правило, специалисты по техническому обслуживанию двигателей повышают цены и увеличивают сроки выполнения заказов, так что здесь есть возможности».

Но есть и риск. Dodson International должен сохранить части и узлы в случае, если какие-либо вопросы со страховкой или NTSB останутся нерешенными. Кроме того, нет уверенности в том, когда конкретный компонент найдет покупателя. Хотя эти сроки официально не установлены, он сказал: «Если у нас есть ряд товаров, которые, как мы знаем, никогда не будут проданы, мы можем удалить из запасов определенное количество». Додсон оценивает запчасти, используя формулу, которая включает покупную стоимость самолета. И хотя проблемы с цепочкой поставок открывают новые возможности, он отмечает, что это также оказывает давление на цену приобретения.

Запчасти, как правило, доставляются непосредственно с главного склада. Теперь в нем есть цементный пол, и при беглом осмотре можно увидеть множество деталей, подобрать которые было бы непросто любому производителю: тормоза в одном ряду, оси в другом. Пылезащитные колпачки, накладки для регулировки крутящего момента, закрылки, триммеры, спойлеры, комплекты крыльев, шасси в сборе и многое другое. «Мы стараемся, чтобы в проходах было чисто, но нам все чаще не хватает места. Вероятно, мы расширим это здание и, возможно, добавим еще один склад», - сказал Дилон Додсон.

Ветровые стекла являются особенно востребованным товаром. Он объясняет это трудностями, с которыми производители сталкиваются при приеме на работу квалифицированных работников после Covid. «Это то, что сейчас очень, очень востребовано. Им приходится нанимать и обучать людей для их производства. Если до Covid частота отказов составляла от 5 до 10%, то сейчас она составляет от 40 до 45%».

Несмотря на то, что у входа установлен JetStar, Дж.Р. Додсон сказал, что компания, вероятно, сейчас не заинтересована в турбореактивных самолетах. «Я не могу себе представить, чтобы я из кожи вон лез, чтобы купить Gulfstream G1 или JetStar, что-нибудь в этом роде, если только не было каких-то смягчающих обстоятельств».

Но JetStar на пилоне остается. Установить его на шест было идеей отца Джей Ара. Додсон приобрел его из-за четырех двигателей Pratt & Whitney JT12 в 1980-х годах, когда, по словам Дж.Р. Додсона, JT12 «еще был жизнеспособен». Это был четвертый из последних самолетов JetStar, выпущенных компанией Lockheed, и принадлежал он мексиканской горнодобывающей компании. Горнодобывающая компания не просто списывала самолет – она отправляла в отставку его капитана. Он прилетел самолетом в Оттаву и передал ключи. «У него из глаз текли слезы», - вспоминал Дж.Р.Додсон.

По его словам, знакомство с этим капитаном и множеством других людей – лучшая часть его работы. «Самое уникальное в авиации то, что это перекресток очень интересных, успешных, целеустремленных и замечательных людей, которые собираются вместе и делятся своей любовью к путешествиям и самолетам. Вы встречаете людей со всего мира. Это просто бесценно, и я наслаждался каждым моментом».