Председатель совета директоров «Авиа Менеджмент Груп» (проект авиатакси Dexter) уверен, что его компанию кризис серьезно не затронет.
Председатель совета директоров «Авиа Менеджмент Груп» (проект авиатакси Dexter) уверен, что его компанию кризис серьезно не затронет.
Вы отказались от самолетов нижегородского авиазавода «Сокол» после его вхождения в Объединенную авиастроительную корпорацию. Что изменилось?
- В дополнение к трем М101T «Сокола» приобрели четыре Pilatus и заключили контракт на поставки еще 25 машин до 2011 года. Также в мае мы разместили на Cessna Aircraft заказ на 20 новых Citation Mustang общей стоимостью млн. Эти суда дополняют друг друга и органично вписываются в нашу концепцию - предоставление доступных по цене услуг бизнес-авиации на расстояниях до 2 тыс. км. За все время работы мы уже получили 60 корпоративных контрактов на обслуживание.
Каковы финансовые результаты?
- В течение последних 3-4-х месяцев стабильный налет на каждое из воздушных судов составляет порядка 60 часов в месяц. Обычное количество людей на борту от 4 до 7, среднее плечо - 800 км в одну сторону. Тарифы фиксированные. В режиме «воздушного такси» летаем строго по счетчику, исходя из расчета 160 рублей/км за целый борт независимо от количества пассажиров. При этом для корпоративных клиентов предлагается спецтариф.
Как на авиатакси отразился кризис?
- Концепция лоу-костера в бизнес-авиации как раз и предполагает, что во время возникновения таких проблем на финансовых рынках, ранее летавшие на дорогих самолетах люди понимают: решить вопрос можно гораздо экономичней. При этом, не снижая уровень комфорта, - на коротких расстояниях разницы не видно. Авиатакси - продукт уникальный. Но если в экономике все хорошо, то им пользуется не слишком много людей. Но год назад произошел достаточно серьезный скачок в спросе. Мы начинали летать на одном самолете с 25-30 часов в месяц, а теперь дошло до 60 часов.
Компанию затронула проблема удорожания авиакеросина?
- Слабо. Наша основная машина Pilatus потребляет 187 кг керосина на час полета. В себестоимости летного часа - порядка 10%. У традиционных перевозчиков топливная составляющая может доходить до 30-50%. Одним из главных параметров самолетов, которые мы искали для проекта, как раз является экономичность.
В чем вы видите особенности российского рынка?
- Если сравнивать с США, где сосредоточено 85% мировой бизнес-авиации, разница минимум в 100 лет развития: там 9 тыс. аэропортов (в России 351), разные суда, платежеспособный спрос, наличие игроков, нормативно-правовая база. Но, как ни парадоксально звучит, дискаунтер в бизнес-авиации может быть успешен только там, где инфраструктура и транспорт вообще слабо развиты. Тогда и появляется потребность в доступном авиатакси, как альтернативе для эффективного перемещения людей. В США, напротив, перспективы формата «дискаунтер» в национальном масштабе сомнительны. Зато там процветает классическая бизнес-авиация.
Оцените состояние аэропортовой инфраструктуры в России.
- В стране налажен более-менее осязаемый пассажирский трафик между 14 городами-миллионниками. А есть еще минимум 337 достаточно крупных городов, между которыми сообщение значительно меньше. Но оно поступательно продолжит расти, и альтернатив авиасообщению при помощи малых судов в рамках России почти не существует. Хорошо, конечно, строить новые аэропорты, чтобы решить задачу. Но для начала лучше найти транспортные средства, которые будут перемещаться между существующими аэропортами.
Как будет вести себя российский рынок авиаперевозок в связи с кризисом?
- У нас всего 4% населения пользуется авиасообщением. Мне кажется, несмотря на сложную ситуацию на фондовом рынке, объемы будут если не расти, то как минимум не падать – просто некуда. Проблемы есть, в США уже 11 компаний разорилось. Но это значит, что у них была плохо проработанная модель бизнеса, неверно подобранный парк самолетов, не просчитаны услуги. Мы же работаем в сегменте, который меньше остальных зависит от внешних факторов. Наша проблема в другом: сознанию людей требуется «разгон», пока они не поймут, что авиатакси - неотъемлемая часть транспортной системы, как троллейбус или метро.