Авиатаксисты двинулись за Урал

«Россия уникальная страна с точки зрения географии, слабого развития инфраструктуры и отсутствия альтернатив воздушному транспорту. Поэтому к 2011 году предполагаем создать сеть таксопарков с парком в 70-80 самолетов и, таким образом, покрыть всю ее территорию, тем самым предоставить клиентам — как корпоративным, так и физическим лицам — возможность использовать авиатакси в любом городе, где бы они ни находились», — заявил руководитель проекта Евгений Андрачников.

Российская компания Dexter провела презентацию самолета «Pilatus PC-12» в международном аэропорту «Кольцово» и заявила о планах к 2011 году создать сеть авиатаксопарков на территории России. Рынок деловой авиации быстро развивался все 2000-е годы и имеет потенциал дальнейшего роста. Основным стопорящим фактором для работающих на нем компаний сейчас является не кризисное падение спроса, а инфраструктурные ограничения.

«Россия уникальная страна с точки зрения географии, слабого развития инфраструктуры и отсутствия альтернатив воздушному транспорту. Поэтому к 2011 году предполагаем создать сеть таксопарков с парком в 70-80 самолетов и, таким образом, покрыть всю ее территорию, тем самым предоставить клиентам — как корпоративным, так и физическим лицам — возможность использовать авиатакси в любом городе, где бы они ни находились», — заявил руководитель проекта Евгений Андрачников.

Как отметил в комментарии BFM.ru главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, сам по себе проект, который реализует «Авиа менеджмент групп» под брендом Dexter, имеет многолетнюю историю. И новизна события состояла в том, что теперь один самолет планируется постоянно разместить в аэропорту «Кольцово»

Продвигать услуги на рынке компания планирует, опираясь на систему фиксированного тарифного сбора за километр пути. Стоимость заказа авиатакси на восьмиместном «Pilatus» 160 рублей/км за весь самолет независимо от количества пассажиров на борту, что, как считают в Dexter, делает услугу заказа целого самолета доступной для более широкого круга потребителей. Рейсы выполняются строго по расписанию и маршруту заказчика.

Как отмечает Пантелеев, в отличие от самолетов деловой авиации, которые летают вне расписания, компания использует самолеты «Pilatus» с опорой на региональный аэродром. По сравнению с реактивной авиацией скорость и дальность этих самолетов ниже, но зато ниже и эксплуатационные расходы. «В отличие от конкурентов компания будет базировать самолеты в региональном аэропорту, тогда как большинство наших операторов базируют их на зарубежных аэродромах и, соответственно, теряют несколько часов с момента получения заказа на то, чтобы добраться до клиента. Потому у этого проекта относительно неплохие рыночные перспективы, тем более, что компания может связать перелетами региональные центры, между которыми сейчас отсутствует прямое авиасообщение. И себестоимость таких рейсов заведомо ниже, чем полет с пересадкой в Москве», — считает Олег Пантелеев.

«Pilatus» (PC-12) одномоторный турбовинтовой самолет, сделанный в Швейцарии. Признан лучшим самолетом по оценке «FORBES» в 2001 году. Вместимость 8 человек. Дальность 2000 км. Максимальная скорость 519 км/час. Двигатель PT6A-67B от канадского производителя» «Pratt & Whitney Canada» наиболее мощный вариант PT6.

По словам Андрачникова, в настоящее Dexter располагает 8 самолетами Pilatus и до 2011 года заказаны еще 17 единиц. «Есть идея увеличить портфель наших заказов, потому как изначально планировалось создать большой инфраструктурный российский проект и аллокировать так называемые условные таксопарки по всей территории страны», — сказал руководитель проекта, уточнив, что в настоящее время в службе авиатакси работает 30 пилотов, 30 инженеров, а также имеется свой диспетчерский блок.

Кроме того, Dexter заключен договор на приобретение 20 самолетов Citation Mustang с поставкой в 2011 году. Ранее озвученные планы компании предполагали, что к 2013 году парк Dexter будет состоять из 80-100 самолетов. Инвестиции в приобретение самолетов на период до 2013 года руководство компании прежде оценивало в 400 млн долларов.

Евгений Андрачников привел данные, согласно которым с 2004 года в развитие проекта Dexter ЗАО «Авиа менеджмент групп» инвестировало около 38 млн долларов собственных средств. В 2010 году по планам компании планируется расширить географию полетов по России. «В следующем году мы будем двигаться по направлению к Дальнему Востоку, а в 2009 году восемью самолетами покроем европейскую часть страны, часть Урала и, может быть, окажемся где-нибудь в том числе в районе Новосибирска», — сказал г-н Андрачников, уточнив, что с конца апреля один из самолетов компании будет постоянно базироваться в Екатеринбурге.

В комментарии BFM.ru Сергей Вехов, директор по продажам и развитию компании ООО «Air Charter Service» — одной из крупнейших брокерских компаний на рынке аренды и заказа самолетов для различных целей, отметил, что в настоящее время в России работает примерно 300 чартерных операторов, подобных компании Dexter.

«Через нашу компанию осуществляется примерно 500 бизнес чартеров в год. Dexter является одним из крупнейших наших партнеров и можно только пожелать им успехов в осуществлении этого проекта», — сказал г-н Вехов.

Ранее, принимая в 2004 году концепцию городской целевой программы развития авиатакси, московские власти оценивали на тот период объем рынка подобных услуг в столичном регионе в 1,5 млрд евро. По мнению Сергея Вехова, с тех пор эти цифры увеличились раза в три. Что касается цен в данном секторе, то они варьируют в очень широком диапазоне: от 500-700 евро за час полета на самолете типа «Гжель» или Cessna170 до 5 тысяч евро и выше за часовой полет на многоместном Chellenger'е.

Он отметил, что в настоящее время подобными рейсами охвачена вся территория Западной и Восточной Европы. Популярны рейсы не только на европейские горнолыжные курорты, но и в Крым. А, например, самолеты компании Dexter летают не только из Москвы в Санкт-Петербург, но и в Нижний Новгород.

«Эта сфера в виду такого большого количества компаний является очень конкурентной. Есть компании-операторы, которые начинали свою деятельность еще в 90-е годы, но большинство компаний вышло на рынок в период бурного развития этого сектора услуг в 2000-е годы, — сказал Сергей Вехов. — Из-за кризиса и вследствие снижения стоимости авиатоплива цены на полеты снизились, начиная с октября где-то на 15-20%. А так как содержать самолет, который не летает, очень дорого, то сейчас число компаний-операторов начало сокращаться. Причем речь идет не только о тех из них, которые имеют по 1-2 самолета, но и о более крупных компаниях».

Основной проблемой в области деловой авиации, по словам Вехова, является нехватка авиапортовой инфраструктуры. «Вопрос развития и увеличения числа аэропортов идет очень туго, как и многие вопросы, которые относятся к компетенции государства. Мы бы хотели использовать не только несертифицированные, но и другие имеющиеся аэродромы, но сейчас это невозможно. Есть интерес и возможность, например, летать в Ейск, но туда на военную базу садиться нельзя, в Новгород — тоже нельзя, — посетовал бизнесмен. — Для того чтобы аэродромы развивались на местах, там должен быть в этом заинтересован бизнес, но пока этого нет».

Dexter — первое авиатакси в России, оказывающее услуги по перевозке пассажиров и небольших грузов между городами на расстоянии до 1 тысячи км по территории России. Первые рейсы авиатакси по брендом Dexter были выполнены в октябре 2007 года. В настоящее время авиатакси предоставляет услуги в Приволжском и Центральном федеральных округах, базируясь в аэропорту «Быково», а также в Северо-Западном округе, базируясь в «Пулково». В феврале 2009 года «Dexter» начал осуществление заказных рейсов в УФО и разместил часть авиапарка в аэропорту «Новый Уренгой».

ЗАО «Авиа менеджмент групп» создано в 2004 году для реализации проекта авиатакси Dexter аэрокосмическим холдингом «Каскол» (50% минус 1 акция) и венчурным фондом «Промышленные инвесторы». В настоящее время у компании 80 корпоративных клиентов.