Российские операторы расширяют свой парк зарубежных вертолетов.
В силу своих географических особенностей Россия призвана быть вертолетной страной. Помимо больших мегаполисов, где вертолеты могли бы использоваться для частных перевозок, вертолетная техника традиционно востребована в удаленных и труднодоступных регионах России, где она задействована на хозяйственных работах.
Исторически российская промышленность сильна в производстве средних и тяжелых вертолетов, которые до сих пор доминируют на нашем рынке. В 2009 г. вертолеты отечественного производства составляли 90% вертолетного парка, находящегося в эксплуатации у российских операторов. Низкая остаточная стоимость и небольшие эксплуатационные расходы этих машин позволяли использовать их практически на всех видах работ, даже там, где их применение избыточно. По оценке председателя правления российской Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Михаила Казачкова, рынок средних вертолетов, где доминирует отечественная техника, составляет приблизительно полмиллиона летных часов в год.
Однако по мере выбывания унаследованного с советских времен парка и роста эксплуатационных расходов вертолетные операторы осознают, что для целого ряда задач более рентабельно использовать машины легкого класса. Российские вертолетостроители понимают проблемы операторов и в последние годы ставят перед собой цель занять нишу машин легкого класса на отечественном рынке путем модернизации существующих моделей Ми-2 и Ми-34, а также за счет продвижения новых проектов: газотурбинного Ми-34С2, «Ансат» и различных модификаций Ка-226. Однако удовлетворение спроса только за счет отечественных моделей пока достаточно проблематично, поскольку новые отечественные типы легкого класса еще не пошли в массовое производство.
В этой ситуации российские эксплуатанты начинают осваивать зарубежные модели. С 2005 по 2009 г. количество зарубежных вертолетов в реестре российских эксплуатантов увеличилось более чем в 8 раз — с 30 до 252 машин. Только в прошлом году российские операторы приобрели 40 импортных вертолетов. Однако в коммерческой эксплуатации в 2009 г. находилось только 98 машин, остальные использовались в авиации общего назначения.