Так ли необходим собственный самолет?

Перед человеком, который пользуется услугами деловой авиации, рано или поздно встает выбор: продолжать летать на арендованных самолетах или обзаводиться своим.

Перед человеком, который пользуется услугами деловой авиации, рано или поздно встает выбор: продолжать летать на арендованных самолетах или обзаводиться своим. В этом посте я бы хотел рассмотреть все плюсы и минусы этих решений.

Аренда самолета. Самый простой и доступный способ воспользоваться услугами деловой авиации (не говоря уже об empty-leg, об этом в первом посте). Вы просто выбираете маршрут, даты, решаете, сколько человек будет на борту, набираете номер авиаброкера (как вариант – оператора или авиакомпании, участникам рынка посвящен предыдущий пост), или отправляете запрос по почте. Далее вам предложат несколько самолетов на выбор по разной цене, вы подтверждаете один из них, производите оплату и собираетесь в аэропорт. Вот и все. Конечно, вы можете попросить заказать трансфер или питание их какого-нибудь ресторана (отличного от того, который вам предлагают), но это уже детали.

Из недостатков аренды стоит отметить только следующее. Если вы часто меняете брокера или оператора, каждый раз нужно пересылать информацию о пассажирах, заранее производить оплату, уточнять свои пожелания по рейсу и так далее, то есть возникает много нюансов, которые отнимают время. К тому же, нужно всегда быть начеку: в свое время на рынке часто встречались "черные брокеры", которые просто обманывали клиентов. Сейчас это уже в прошлом, но осторожность все же не помешает.

Если с арендой самолета все более-менее просто, то решение о покупке самолета должно приниматься после сложных калькуляций. Несколько интересных фактов.

Это очень дорого. Приобрести средний самолет типа Challenger 650 будет стоить от 25 млн. долларов). Добавим затраты на его его регистрацию, доставку, а также расходы на обязательное страхование самолета (до 1 млн. долларов в год), расходы на авиаменеджмент (до нескольких сотен тысяч долларов в год), обязательный депозит оператору (до 500 тысяч долларов) не говоря уже об эксплуатационных расходах.

Владение самолетом – всегда минус. Что бы ни говорили операторы, вроде «при грамотном управлении самолет будет приносить прибыль» - это не так. В лучшем случае, если вы выбрали хорошего и порядочного оператора – расходы на месячное содержание самолета будет низкими. Например, затраты на месячное содержание большого самолета типа Gulfstream 4 при среднем налете владельца могут достигать 300-400 тысяч долларов. Средний самолет, вроде Challenger 604 обойдется в 150-250 тысяч долларов в месяц.

Свой самолет – не 100% гарантия вылета. Некоторые считают, что чем иметь дело с брокером, связываться с «непонятно какими» самолетами, лучше иметь свой, который всегда под рукой и готов к вылету по звонку. Но никто не отменял поломку самолета (особенно этим грешат новые самолеты, так как в первые год-два происходит «притирка» узлов и самолет часто будет стоять на обслуживании, а не летать). Далее, регистрация (имеется в виду регистрация по конкретной стране) самолета фиксирована, с некоторыми регистрациями в ряде стран могут быть проблемы (вероятен отказ на получение разрешения на перелет). За примером далеко ходить не надо, на юге нашей страны очень не любят иностранные регистрации, полеты туда – всегда риск получить проблемы с авиационными властями или таможней.

Так почему же, если покупка самолета сопряжена со значительными финансовыми затратами и не приносит ощутимых выгод, их продолжают покупать? Во-первых, это престижно. Можно обзавестись элитной недвижимостью, яхтами, дорогими авто, но до покупки самолета нужно проделать еще долгий путь, это очень сильно подчеркивает статус владельца. Во-вторых, свой самолет – меньше транзакционных издержек. Не нужно тратить время на работу с брокерами, поиск лучшего предложения, пересылку документов, срочную оплату и т.д. Наконец, свой самолет выручит тогда, когда арендовать самолет весьма проблематично. Высокий сезон – Новый год и Рождество, майские праздники, июнь и август. Если вы не забронировали самолет на эти даты заранее, скорее всего, придется лететь регулярными авиалиниями.

Степан Вяльцев, коммерческий директор Q-Jet

Источник: E-xecutive