Игорь Чунихин: Общая тенденция на рынке деловых авиаперевозок не уникальна - укрупнение бизнеса и монополизация услуг на всех возможных уровнях. Более того, этому рынку публично сказали – укрупняйтесь...
14 сентября глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что ведомство подготовило документы по анулированию свидетельств эксплуатанта у трех авиакомпаний. На следующий день стало известно, что Росавиация отозвала сертификаты у якутской чартерной авиакомпании “Илин”, у авиакомпании “Джеталлианс Восток” (дочка “Аэрофлота” и австрийского оператора Jetalliance) и у Ульяновского высшего авиационного училища.
Мы попросили генерального директора авиакомпании “Джеталлианс Восток” Игоря Чунихина рассказать о работе компании с начала операционной деятельности, о проблемах российского рынка деловой авиации и о ситуации, которая складывается в компании в настоящее время.
Господин Чунихин, прошло более года с момента образования компании и, несмотря на то, что фактически компания начала свою операционную деятельность на рынке с начала текущего года, она уже зарекомендовала себя как надежный оператор премиум класса. Какова ситуация в компании сейчас?
На прошлой неделе прошел очередной Совет Директоров нашей компании, на котором акционеры “Джеталлианс Восток” (Аэрофлот и Jetalliance) с удовлетворением отметили стабильную востребованность самолетов Cessna на российском рынке, развитие технической базы по обслуживанию бизнес-джетов Cessna в Шереметьево, а также завершение вывода из эксплуатации Ту-134. В настоящее время коллектив компании эксплуатирует Cessna Sovereign, Cessna CJ3 и ЯК-42 и напряженно работает над увеличением парка иностранных бизнес-джетов. Соответственно, подготовкой и вводом в строй новых пилотов, над сертификацией собственной службы обеспечения полетов, а также над улучшением качества обслуживания клиентов.
Но самой непростой темой повестки дня стало решение Росавиации приостановить действие Сертификата эксплуатанта нашей компании по формальному несоответствию пункту 8 Федеральных авиационных правил, а именно, отсутствию резервирования нашего Як-42. Акционеры от австрийского Jetalliance были не на шутку встревожены судьбой компании, которая создавалась, как образец российской компании деловой авиации. “Джеталлианс Восток” легально эксплуатирует иностранные воздушные суда, внесенные в российское свидетельство эксплуатанта в соответствии с самыми строгими требованиями по безопасности. Напомню, самолеты Cessna импортированы в Россию на основе межгосударственного соглашения между Россией и Австрией (Резолюция ИКАО 83 Бис).
Было принято решение в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся, в том числе формальные, замечания и подать заявку на возобновление действия Свидетельства эксплутанта, что мы и исполнили. 21 сентября 2011 года нами была подана такая заявка в Росавиацию. Мы ожидаем решение властей в начале этой недели (26-30 сентября).
Охарактеризуйте, пожалуйста, российский рынок бизнес авиации. Какие проблемы нужно решать в первую очередь?
Российский рынок бизнес-авиации – это 5-7 российских коммерческих операторов, эксплуатирующих до 10 самолетов в бизнес-компоновке (как иностранных, так и российских), и еще 10-15 авиакомпаний авиации общего назначения (некоммерческих перевозчиков) как правило с двумя-пятью иностранными воздушными судами, а также десятки компаний (прошу заметить, не авиакомпаний), которые управляют/продают услуги иностранных авиакомпаний в России. Именно иностранцы доминируют на российском рынке, на их долю приходится более 80 % деловых перевозок в/из и даже внутри России. Особое место на рынке занимают корпоративные эксплуатанты, работающие в структурах влиятельных финансовых и промышленных корпораций (Лукойл, Газпром, Норникель и др.), и обслуживающие прежде всего интересы этих корпораций.
Общая тенденция на рынке деловых авиаперевозок не уникальна - укрупнение бизнеса и монополизация услуг на всех возможных уровнях. Более того, этому рынку публично сказали – укрупняйтесь, поскольку все мелкое - ненадежное (?) и опасное (?). Последствия очевидны.
Насколько российский рынок привлекателен для зарубежных операторов? И, почему все меньшее количество клиентов смотрят в сторону отечественных перевозчиков?
Российский рынок очень привлекателен для зарубежных операторов, поскольку в нашей стране, несмотря на экономическую нестабильность последних лет, уверенно растет количество состоятельных людей, желающих пользоваться услугами бизнес-авиации. Иностранные игроки безраздельно доминируют, поскольку на нашем рынке несравнимо легче предлагать услуги зарубежного перевозчика, чем создать российскую компанию. Я знаю это на своем примере. Многие мои коллеги на рынке недоумевают, зачем надо было импортировать иностранные ВС, растамаживать их и тратить такие большие средства на развитие российского оператора, когда все это есть за рубежом – бери и предлагай.
Немного о Ваших планах: увеличение парка, персонала. Планируете ли Вы для привлечения дополнительных клиентов вводить специальные программы?
Безусловно, мы планируем увеличить эксплуатируемый парк, прежде всего, за счет привлечения «хозяйских» воздушных судов в свое управление. В частности, Jetalliance намерен передать нам до конца этого года еще один иностранный бизнес-джет в эксплуатацию. Мы имеем также предложения от российских компаний о передаче в наше оперативное управление российских и иностранных самолетов. Соответственно, будет расти персонал компании, который у нас состоит исключительно из российских граждан.