Перспективы есть, но надо работать


Вчера в Москве прошел 6-й Форум деловой авиации. В это раз организаторы решили проводить мероприятие не летом, как это было до сих пор, а осенью
11 сентября 2013 года в Москве прошел 6-й Форум деловой авиации. В этот раз организаторы решили проводить мероприятие не летом, как это было до сих пор, а осенью. Такое решение положительно сказалось как на наполнении зала, так и на статусе докладчиков. Тем более, что Форум проходил при поддержке российской выставки деловой авиации Jet Expo 2013 и плавно «перетек» во Внуково-3.

В начале с приветственным словом выступил Президент ОНАДА Валерий Очиров, который отметил, что позитивные тенденции, наблюдаемые на российском рынке, напрямую отражаются на посещаемости и качественности отраслевых мероприятий, таких как Форум деловой авиации и выставка Jet Expo. Председатель Правления ОНАДА Александр Кулешов также отметил рост отечественного рынка, уточнил, что пока существуют как объективные препятствия развития с российской спецификой, так и общая неопределенность мировой экономики, которые не дают в полной мере раскрыть потенциал российского рынка.

Лейтмотивом нынешнего мероприятия стали два полярных тезиса: у России очень хорошие перспективы, которые неспешно реализуются, однако им (перспективам) препятствуют  законодательные барьеры. Эти барьеры скорее экономического плана, и они, в совокупности с российской бюрократической машиной, делают цивилизованное развитие отрасли бизнес-авиации пока проблематичной на российском рынке. Об этом говорили, правда в разных аспектах, исполнительный директор EBAA Фабио Гамба и партнер компании Capital Legal Services. Глава европейской ассоциации поделился с российскими коллегами опытом успешной борьбы с незаконными полетами в бизнес-авиации, которые стали «бичем» Европы в кризисные годы. В России же, в отличие от Европы, где эта проблема носила временный характер, каботаж давно существует благодаря нескольким факторам: трудности ввоза и постановки в российский реестр деловых самолетов (экономические и бюрократические), что делает невыгодным создание чисто коммерческой авиакомпании бизнес-авиации, возможность совершать каботажные полеты при попустительстве авиационных властей и российский менталитет, который позволяет клиентами смотреть сквозь пальцы на незаконность рейса. При этом, по словам Дерека Блума, хотя российское законодательство запрещает внутренние коммерческие рейсы на воздушных судах, которые не прошли таможенную очистку, около 80% внутренних коммерческих рейсов фиктивно заявлены как частные.

Для изменения такого положения дел необходима политическая воля на самом верху вертикали власти и, возможно, в скором времени стоит ожидать оттуда позитивных шагов. Г-н Блум сказал, что он смог донести до Администрации Президента проблемы отрасли и уже к лету 2014 года должны последовать первые шаги по изменению регулирования отрасли в сторону либерализации.

Ключевым моментом форума стал круглый стол «Будущее отрасли деловой авиации в России». Его участники попробовали оценить перспективы отрасли каждый со своей «колокольни». А так как спикеры круглого стола представляли практисески все субъекты российской бизнес-авиации (авиакомпания, аэропорт, ТОиР, общественность в лице ОНАДА и юристы), то можно было сложить относительно полную картину ожиданий в отрасли. Так, например, российские авиакомпании в будущем видят большее развитие сегмента управления воздушными судами, так как делать бизнес на коммерческих чартерах в наших условиях пока проблематично. Аэропорты, в первую очередь столичные, в ближайшее время не ожидают резких скачков спроса, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения – будет небольшой стабильный рост. А основной вектор развития аэропортовой деятельности в области бизнес-авиации переместится в регионы России. ТОиР же имеет все необходимые правовые инструменты для развития, а дело остается за спросом.

Основные надежды участники круглого стола связывали с дальнейшей либерализацией законодательства в отношении деловой авиации, особенно в части отмены экономических преград. Однако даже в этом случае, по мнению некоторых участников, не стоит ожидать  взрывного роста поставок самолетов в Россию – все-таки необходимо равномерное движение во всех сегментах, в первую очередь в разрешении кадровых проблем и развитии инфраструктуры аэропортов и поддержания летной годности. И в случае реализации такого сценария окажется, что перекос спроса у российских клиентов в сторону больших бизнес-джетов не совсем естественен. Все-таки у России нет «особого пути» в развитии бизнес-авиации, и также как и во всем мире в этом случае начнет расти средний и малый сегменты.

А на следующий день началась выставка деловой авиации Jet Expo 2013, но в отличие от делового формата Форума деловой авиации – это скорее шоу, где бизнес-авиация предстанет во всем своем блеске.