Китайский рынок деловой авиации впервые за несколько лет начинает корректироваться, особенно в сегменте покупок новых бизнес-джетов
Китайский рынок деловой авиации впервые за несколько лет начинает корректироваться, особенно в сегменте покупок новых бизнес-джетов. Причин этому достаточно много, но главной, по мнению Want China Times, являются новый антикоррупционный закон, введенный китайскими властями в ноябре 2014 года.
Согласно новым порядкам, чиновники должны своевременно предоставлять начальству отчеты об изменениях своего семейного положения, местонахождении «вторых половинок» и детей в случае их выезда за рубеж, личных доходах, находящемся в собственности жилье и семейных инвестициях. Правила приняты канцеляриями Госсовета КНР и ЦК КПК. Они касаются всех ответственных сотрудников партийно-государственного аппарата, общественных организаций, государственных предприятий и холдингов. Кроме того, официальные лица должны сообщать о своих загранпаспортах и визах, а также об иностранном гражданстве членов своих семей, включая паспорта Гонконга, Макао и Тайваня.
Еще в августе ситуация была просто превосходной. Согласно отчету Chongqing Youth News, в 2013 году китайские клиенты заказали 248 бизнес-джетов, что на 28% больше, чем годом ранее. Однако, более трети заказов были отменены сразу же после публикации новых правил. Согласно опросу, в начале 2014 года 42% состоятельных китайцев планировали приобрести новый самолет, тогда как в конце года эта цифра опустилась до 29%. И, хотя она по-прежнему достаточно высока (в среднем по миру – 23%), аналитики уверены, что негативный тренд сохраняться.
«Антикоррупционная кампания, развернутая председателем КНР Си Цзиньпином, уже привела к сворачиванию щедрых банкетов и шикарных мероприятий за бюджетный счет, а теперь начала оказывать влияние на рынок недвижимости и предметов роскоши. Чиновники, опасаясь репрессий, продают свои особняки, самолеты, роскошные авто, снижая цену на 5-10% от рыночной. За первое полугодие прошлого года китайские ведомства по проверке дисциплины и надзорные органы наказали 84 тысячи нарушителей партийной и административной дисциплины, это на треть больше, чем в прошлом году», - пишет The Wall Street Journal.
Среди производителей паники пока нет, однако свою озабоченность высказывают многие. Так, генеральный директор Embraer Фредерико Курадо заявил, что в последнее время компании пришлось столкнуться с дополнительными сложностями при ведении бизнеса в Китае. Причем эти препятствия, коснувшиеся всей отрасли бизнес-авиации в стране, напрямую связаны с ведущейся в Китае антикоррупционной кампанией. В интервью британской Financial Times Фредерико Курадо отметил, что замедление активности деловой авиации в Китае оказалось неожиданным и резким. После того, как премьер-министр Китая Ли Кэцян в ноябре 2013 года объявил о старте антикоррупционного движения, за этим немедленно последовал обвал чартерного рынка страны. Правительственные чиновники и руководители государственных корпораций в массовом порядке отказываются от традиции фрахтования воздушных судов, опасаясь того, что использование бизнес-джетов вызовет в их адрес негатив и подозрения.
По данным агентства AMSTAT, 44 из 46 чартерных авиакомпании Китая за последний год столкнулись со значительными денежными потерями. Кроме того, в настоящее время 10% общекитайского флота бизнес-джетов выставлены на продажу – это на 6 % больше, чем в 2013 году.