В соответствии с данными американских экспертов, к 2017 году авиастроительные компании выпустят более 14 тысяч новых бизнес-джетов.
По прогнозам компании Honeywell Aerospace (США), в среднесрочной перспективе ожидается рекордное увеличение объемов производства реактивных самолетов бизнес-класса. В соответствии с данными американских экспертов, к 2017 году авиастроительные компании выпустят более 14 тысяч новых бизнес-джетов.
Общие тенденции По мнению Роба Уилсона (Rob Wilson), исполнительного директора Honeywell Aerospace, ответственного за развитие деловой и гражданской авиации, руководство компании уверенно, что протяжении 2008-2009 годов будет сохраняться тенденция к увеличению количества производимых самолетов, а следующий год снова станет рекордным по показателям роста продаж в авиационной отрасли.
Специалисты компании Teal Group (США) в целом придерживаются такого же мнения, но высказываю более сдержанные оценки относительно долгосрочных перспектив. Основываясь на имеющихся данных, они полагают, что пик роста авиационного производства настанет в 2009 году, после чего будет наблюдаться незначительный спад. Каждый год эксперты компании Honeywell Aerospace проводят опрос более 1500 операторов, чтобы иметь исходные данные для анализа поточного состояния, основных тенденций и перспектив развития авиационной отрасли.
Одним из главных критериев для запуска нового самолета в серийное производство являются социологические исследования общественного мнения относительно намерения корпоративного использования воздушного судна представителями различных целевых групп. После проведения в прошлом году детального анализа перспектив развития рынка бизнес-авиации, компания Honeywell Aerospace была вынуждена пересмотреть свои планы и увеличить количество запланированных к выпуску в самолетов на 2000 единиц. Половина из них должна быть продана уже в этом году.
Ожидаемый уровень спроса в 2008 году составляет около 1300 самолетов. По результатам 2007 года отмечается 100%-е увеличение спроса на производство самолетов бизнес-авиации, по сравнению с прошлым годом, что обусловило рекордные сроки задержки выполнения заказов (в среднем до 2 лет) и осуществления выплат по ним. Североамериканский рынок По данным Honeywell Aerospace, операторы Северной Америке планируют в ближайшие пять лет расширить или заменить около 20% имеющегося авиационного парка. По оценкам специалистов Honeywell Aerospace, спрос на продукцию авиационной отрасли в США остается устойчиво высоким. Несмотря на снижение экономического роста в США и относительную неустойчивость американского финансового рынка (из-за снижения обменного курса доллара по отношению к евро), исследования показали, что прогнозируемый уровень продаж бзнес-самолетов в стране снизился в текущем году лишь на 1% по сравнению с 2006 годом. Поэтому Роб Уилсон утверждает, что, несмотря на существующие негативные факторы, сегодня можно говорить об оптимистических прогнозах развития бизнес-авиации в США, а североамериканский регион является одним из самых перспективных.
Международный рынок Как заявил господин Уилсон, очень трудно предвидеть влияние снижения уровня ВВП в США на развитие мировой экономики в целом, или экономик отдельных государств в частности. По крайней мере, сегодня нет серьезных предпосылок, чтобы спрогнозировать драматические последствия этого процесса. В то же время исследования показали, что на протяжении последних 10 лет произошли существенные изменения в региональном распределении спроса на самолеты бизнес-класса. Так, например, если раньше на азиатский, ближневосточный, африканский и европейский сегменты приходилось лишь 20% мирового рынка деловой авиации (остальные 80% – Северная Америка), то сегодня этот показатель возрос до 50%. За исключением североамериканского региона, во всех остальных сегментах мирового рынка бизнес-авиации наблюдается устойчивый рост спроса. Например, в Европе на протяжении 2006-2007 годов произошло возрастание уровня продаж с 25% до 47%. В связи с этим компания Honeywell Aerospace рассматривает укрепления курса евро как дополнительный стимул для расширения европейского рынка наряду со значительным ростом экономики в странах Восточной Европы и в России.
В соответствии с оценками экспертов Teal Group, ограниченная пропускная способность европейских дорог является еще одним положительным фактором, способствующим увеличению спроса на реактивные самолеты бизнес-класса в Европе. Самые большие ожидания авиастроительных компаний связаны с развитием рынков Азии, Ближнего Востока и Африки. Благодаря резкому возрастанию мировых цен на энергоносители ближневосточные и африканские страны получили возможность для стремительного экономического роста, что способствовало расширению круга потенциальных покупателей реактивных бизнес-самолетов. От азиатских государств ожидают повышения интереса к дальнемагистральным самолетам. Несмотря на политическую нестабильность в Латинской Америке, потенциал латиноамериканского рынка возрос на 8% по сравнению с прошлым годом. По оценкам специалистов Honeywell Aerospace, на протяжении ближайших пяти лет воздушные операторы региона планируют заменить около 38% авиапарка из-за необходимости увеличения дальности полета и старения имеющихся реактивных самолетов бизнес-класса.
Важными игрокам в авиационной отрасли являются операторы, самолеты которых находятся в частичной собственности, а также обладатели Jet-карточек. По прогнозам Honeywell Aerospace, на протяжении ближайших 10 лет они ежегодно будут покупать около 150 новых бизнес-джетов. При этом американские специалисты отмечают, что обладатели Jet-карточек, поощряющие развитие новых видов авиационных услуг, таких как воздушное такси, будут продолжать увеличение заказов на эксплуатацию легких и сверхлегких реактивных самолетов. Эксперты Teal Group придерживаются другого мнения и полагают, что рост продаж самолетов, находящихся в долевом владении, уже достиг пика. По информации Teal Group, в период с 2003 по 2006 года клиенты ежегодно приобретали в частичную собственность всего лишь 6000-7000 самолетов.
Поэтому аналитики Teal Group утверждают, что этот сегмент очень слабо влияет на общее состояние рынка реактивных самолетов бизнес-класса. Самолеты с большой дальностью полета сохранят популярность По данным Honeywell Aerospace, на протяжении последних двух лет наблюдается повышенный интерес покупателей к бизнс-самолетам со сверхбольшой дальностью полета, таких как Gulfstream G450/550, Bombardier Global Express и Global 5000, Dassault Falcon 7X и Falcon 900. Американские эксперты связывают эту тенденцию с активным ростом азиатского бизнеса, представителям которого все чаще приходится осуществлять перелеты через Тихий океан. В ближайшие пять лет ожидается возрастание спроса на такие самолеты до 2000 единиц, а весь рынок самолетов дальнемагистральной деловой авиации оценивается в $67 миллиардов.
Американские аналитики прогнозируют одновременное возрастание потребности в средних и легких бизнес-джетах, доля которых через пять лет будет составлять 19% от общего количества проектируемых самолетов бизнес-класса. По прогнозам Honeywell Aerospace, в период с 2007 по 2017 года производителями будет поставлено около 3850 самолетов типа Hawker 400XP, Embraer Phenom 300, Grob Spn и Citation XLS.
Касательно сверхлегких реактивных самолетов американские специалисты полагают, что спрос на этот вид деловой авиации останется на прежнем уровне в силу отсутствия значительного интереса к его развитию со стороны корпоративных клиентов. В прогнозе Honeywell Aerospace говорится о том, что в ближайшие десять лет спрос на сверхлегкие самолеты составит 6000-7000 единиц. В свою очередь, специалисты Teal Group утверждают, что такая оценка сильно завышена. По их мнению, на протяжении указанного периода времени спрос на основных игроков в этом сегменте, таких как Embraer Phenom 100 и HondaJet, составит 750 единиц, и еще 1600 самолетов поставят другие производители.
Другим важным сегментом мирового рынка бизнес-авиации является производство авиалайнеров Boeing BBJ, Airbus ACJ и Embraer Lineage. И здесь прогнозы Honeywell Aerospace и Teal Group также отличаются. Эксперты Honeywell полагают, что в период с 2007 по 2017 года спрос на эти самолеты будет равен 250 единицам общей стоимостью $15 миллиардов. Аналитики Teal Group склоняются к более оптимистическим оценкам, называя цифру 300 и отмечая при этом, что производство лайнеров не сможет существенно повлиять на общее состояние рынка безнес-авиации, лидирующее место в котором занимают компактные самолеты, имеющие доступ в небольшие аэропорты.
Источник: PrivatAero