Россия создана для авиатакси.
Герой знаменитого американского писателя и летчика Ричарда Баха зарабатывал на жизнь тем, что катал пассажиров на своем стареньком биоплане "по три доллара за десять минут в воздухе". Вырученные средства позволяли ему вполне безбедно, в его понимании, жить: питаться гамбургерами и спать под крылом самолета. Более предприимчивые авиаторы зарабатывают сегодня на воздушных перевозках гораздо больше.
Как пишет один из посетителей форума "Жизнь Рублевки", "если у вас нет желания или резона разживаться собственным авиапарком, лучше заказать борт в специальной компании, чем лететь тем же бизнес-классом: на партнеров производит впечатление".
В этом помимо престижа есть и бизнес-соображения. В России темпы роста рынка деловой авиации в разы превышают европейские и составляют, по разным оценкам, 35-40%. Бизнес-перелеты являются оптимальным способом перемещения для предпринимателей, не желающих тратить время на поезд или автомобиль и стремящихся сэкономить на традиционном авиаперелете в том случае, если в нужном регионе таковое авиасообщение в принципе имеется.
Как подняться в небо
Для того чтобы "произвести впечатление", надо сначала определиться с выбором компании, которая предоставит самолет. Если расстояние между точками отправления и назначения превышает 1 тыс. км, желающих прокатить вас по небу будет много. При этом компании, работающие на рынке бизнес-авиации, вовсе не обязательно будут непосредственными владельцами самолетов.
В большинстве случаев это посредники, передающие заказ авиакомпании и получающие за это свой процент. Схема работы с такими компаниями обычно такова: надо забронировать самолет через Интернет или по телефону; скорость подачи борта зависит от амбиций клиента (VIP-заказчики имеют возможность застегнуть ремни безопасности уже через 3-4 часа после подтверждения заказа); стоимость перелета индивидуальна, на нее влияет множество факторов (расстояние, аэропортовые сборы, тип самолета, обслуживание на борту и т.д., подробнее - см. таблицу). Более понятная система расчетов используется в так называемом авиатакси. Этот вид бизнес-перевозок появился в России в 2006 году и специализируется на не столь дальних перелетах. Здесь применяется фиксированный тариф за километр пути. Стоимость заказа авиатакси составляет 100-130 рублей (в зависимости от самолета) за 1 км. Воздушное судно подается через три часа после поступления заказа. Если вы желаете преодолеть по воздуху совсем небольшое по авиационным меркам расстояние (скажем, 100 км), здесь поможет вертолетнаякомпания. Арендовать "вертушку" с пилотом можно за сутки. Это время понадобится диспетчерской службе для того, чтобы разработать и утвердить план полета в Управлении воздушным движением. За удовольствие явиться на день рождения к другу на дачу в буквальном смысле с неба придется заплатить от 15 до 45 тыс. рублей за 1 летный час. Как пояснили "BusinessWeek Россия" в Heli Club, наиболее проблемное направление Подмосковья - Рублевское: полеты в этой зоне запрещены. Практически все другие направления открыты. "Для посадки вертолета много места не нужно, так что сюрприз другу можно организовать без проблем", - гарантировали в аэроклубе.
Лимузин или такси?
Основное отличие между бизнес-авиацией и авиатакси - цена. Как говорит Евгений Андрачников, руководитель авиакомпании Dexter (первое и пока единственное в России авиатакси), самолеты, занятые в бизнес-авиации, можно сравнить с лимузином, а не с такси. "Перелет на ЯК-40 из Москвы в Санкт-Петербург стоит $12-15 тыс., а на Ту-134 из Москвы в Сочи - $30-40 тыс. Пользоваться такой услугой может только узкий круг небожителей - 100-200 тыс. человек на всю Россию", - поясняет он "BusinessWeek Россия".
Дороговизна продукта объясняется главным образом двумя факторами: во-первых, эксплуатируемые суда (парк бизнес-авиации на 95% укомплектован отечественными самолетами) неэкономичны, во-вторых, почти все они (60-70 штук) сконцентрированы в Москве. В результате в цену перелета включают не только экономическую составляющую эксплуатации, но и порожние пробеги.
Для сравнения: в США самолеты гораздо дороже, чем в России, но перелеты обходятся дешевле по той причине, что проблема с порожним пробегом отсутствует: в стране 6000 аэропортов и 9000 самолетов, летающих в рамках частной деловой авиации. "Суть нашего проекта заключается в том, чтобы расставить самолеты по всей стране, дабы исключить порожний пробег. Главным условием этой задачи является наличие большого количества судов. Мы ориентируемся на 80-100 самолетов до конца 2013 года. Конечно, базовый аэропорт у авиакомпании может быть только один (в нашем случае это Быково), в других аэропортах мы оплачиваем стоянки", - рассказывает Евгений Андрачников. Этот принцип в совокупности с экономичностью используемых самолетов (российские М-101Т и швейцарские Pilatus) позволяет устанавливать вполне посильные для корпоративного сегмента цены на билеты. По уверению главы Dexter, в стоимость перелета входит исключительно такса за километраж (строго 100 рублей за 1 км на М-101Т и 130 рублей за 1 км на Pilatus) и плата за VIP-зал в тех случаях, когда клиент нуждается в этой услуге. Таким образом, полет в северную столицу обходится клиенту примерно в 91 тыс. рублей (около $3700). Впрочем, по словам Андрачникова, маршрут Москва-Питер далеко не самый востребованный среди его клиентов. Преимущество Dexter заключается в том, что самолеты авиакомпании могут осуществить посадку в любом из 430 аэропортов России: 43% российских аэропортов имеют взлетную полосу короче 1000 м, а 42% - грунтовую взлетную полосу, и реактивному самолету, используемому в традиционной бизнес-авиации, в городах с такими аэропортами делать нечего.
Бомбить не вредно
Таксистом стать несложно, авиатаксистом - практически невозможно. Как пояснил "BusinessWeek Россия" Олег Пантелеев, ведущий эксперт агентства "АвиаПорт", главное препятствие в этом деле - отсутствие конкурентоспособной авиатехники. По его словам, Dexter сделал такой выбор самолетов, который практически сводит на нет возможность появления конкурентов. "Преимущества М101Т и тем более Pilatus очевидны: скорость, комфортабельность и экономичность, - говорит Пантелеев. - Аналогов М101Т пока не существует, а производственные мощности единственного производителя этого самолета (НАЗ "Сокол") расписаны на годы вперед в интересах Dexter". Не получат потенциальные конкуренты и Pilatus. "Мы выкупили у швейцарского производителя Pilatus всю российскую квоту до 2011 года", - с улыбкой говорит Евгений Андрачников.
Между тем именно этот самолет, по словам Андрачникова, призван обеспечить авиакомпании успех. "Для того чтобы продавать перелет по 130 рублей за 1 км, содержать авиакомпанию и зарабатывать при этом деньги, самое главное - наличие правильного воздушного судна. Оно должно продаваться по правильной цене (Pilatus стоит $3,7 млн), обладать набором определенных летно-технических характеристик и при этом быть экономичным. Анализу рынка иностранных судов, сертифицированных для России (а их всего 10-15 штук), мы посвятили огромное количество времени. Вывод был прост: кроме Pilatus, коммерчески пригодных вариантов не существует", - отговаривает Евгений Андрачников желающих заняться авиаизвозом. Помимо проблем с техникой начинающий авиатаксист столкнется с необходимостью вложить в создание собственной авиакомпании огромное количество средств, прежде чем она начнет хоть как-то функционировать. Чтобы создать авиакомпанию,нужно сначала ее сертифицировать. По словам главы Dexter, "сложность авиабизнеса во многом заключается именно в этом: сначала надо деньги вложить и только потом начинать летать в надежде их заработать. Для того же, чтобы сертифицировать авиакомпанию, надо иметь техническую базу, два воздушных судна и т.д.". Необходима ли для успешного ведения таксомоторного бизнеса административная поддержка - вопрос открытый. В Dexter утверждают, что такой ресурс не нужен, авиакомпания его не использует. "Это тот самый случай, когда услуга в силовом продвижении не нуждается, поскольку она практически безальтернативна", - говорит Олег Пантелеев. Впрочем, эксперт не отрицает, что акционеры компании - небезызвестные предприниматели Сергей Генералов и Сергей Недорослев - скорее всего, могли воспользоваться своим авторитетом хотя бы для того, чтобы привлечь некоторых крупных корпоративных клиентов.
Самое просторное небо
И все же если и создавать авиатакси, то только в России. Нет в мире ни одной страны, в которой все: и география, и инфраструктура (вернее, ее отсутствие), и психология населения - играло бы в пользу развития этого бизнеса. Благополучной Европе до нашей страны в этом плане далеко: мешают загруженное воздушное пространство, небольшие расстояния между городами, огромное количество дискаунтеров, суперразветвленная инфраструктура и наконец просто неготовность людей платить деньги за такую услугу. В Америке все то же самое, за исключением последнего. Россия же, кажется, создана для авиатакси. Бездорожье становится трапом, ведущим в небо.
Пассажирский фактор
По словам председателя совета директоров группы "Каскол" (совместно с группой "Промышленные инвесторы" владеет проектом Dexter) Сергея Недорослева, к услугам авиатакси прибегают многие известные бизнесмены, чиновники и артисты. Однако, поскольку всем клиентам дают гарантию конфиденциальности, обнародовать свои имена позволили лишь двое. "Олег Мисевра, президент "Сахалинугля", некоторое время назад летал на нашем такси в Воронеж. Он был очень удивлен, что в России в принципе есть такая услуга, и остался доволен. Или вот, например, президент Внешпромбанка Лариса Маркус. Ей тоже все понравилось, особенно, как она выразилась, "галантные пилоты". Вообще, самым требовательным клиентом Dexter, похоже, остаюсь я сам, но у меня ведь предвзятое отношение к этому проекту. По моей инициативе в бортовое питание включили здоровую пищу и воду. Раньше из напитков были только сладкие соки, что мне показалось неправильным", - говорит Сергей Недорослев.
За что платит пассажир бизнес-рейса
Аренда воздушного судна
Авиационное топливо
Аэронавигационные сборы
Страхование пассажиров
Стоянка в аэропортах следования
Оплата аэропортовых сборов по пути следования
Питание на борту
Обслуживание пассажиров в аэропортах
Размещение экипажа в гостинице
Оплата рабочего времени экипажа
Встреча клиентов в аэропорту вылета/прилета
Пошаговый контроль хода выполнения рейса персональным
менеджером
Круглосуточное информирование заказчика или его доверенных лиц о
ходе выполнения рейса
За что платит пассажир авиатакси
Каждый километр пути самолета
VIP-обслуживание в аэропорту (по желанию)
Каждый час ожидания самолета (по истечении трех
бесплатных часов)
Доставка от аэропорта до места назначения
(по желанию)
Источник: BusinesWeek-Россия