Во время сессии на конференции Air Charter Expo (ACE) 14 сентября в лондонском аэропорту Биггин Хилл представители чартерной отрасли Великобритании выразили сожаление по поводу выхода страны из Европейского Союза (ЕС).
В соответствии с условиями Brexit с января 2021 британским операторам необходимо получать разрешения от конкретной страны на чартерные рейсы в ЕС.
«Система разрешений стала кошмаром, а январь был худшим месяцем в моей карьере», - сказал участникам ACE Дэвид Лейси из британского чартерного оператора RVL Group. С тех пор ситуация несколько улучшилась, поскольку в настоящее время действуют некоторые механизмы блок-разрешений для таких стран, как Франция, Ирландия и Италия.
«Но для других стран это было безумием», - пожаловался Лейси. «Нам пришлось работать с договоренностями, вытекающими из двустороннего соглашения, восходящего к 1956 году. С января мы смогли совершить только один внутриевропейский рейс (для работы по логистике, связанной с Covid). Раньше мы совершали такие полеты все время (до Brexit), и хотя сейчас немного лучше, мы ни в коем случае не в той ситуации, в которой хотели бы быть».
Марк Босли, главный переговорщик по воздушным перевозкам с Министерством транспорта Великобритании (DfT), сказал, что чартерные компании не могут рассчитывать на то, что они будут работать как до Brexit. «Правила изменились, теперь в ЕС вас считают иностранным оператором».
Однако он отметил, что правительство Великобритании «прилагает все усилия», чтобы облегчить операционное бремя посредством двусторонних соглашений с каждой из 27 стран-членов ЕС. На данный момент DfT подписало меморандум о взаимопонимании (MOU) с 15 странами, включая Францию, Германию, Бельгию и Нидерланды, о предоставлении прав пятой свободы для грузовых операций, сказал Босли. Он ожидает, что до конца года будет подписано больше меморандумов о взаимопонимании.
Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) также обеспечило более 200 блок-разрешений для нерегулярных пассажирских операторов Великобритании из 27 стран ЕС, которые предоставляют права третьей и четвертой свободы в/из ЕС. Это серьезное достижение для регулятора, который после окончания переходного периода Brexit 31 декабря стал единственной страной, предлагающей такой гибкий механизм. Продление трехмесячного разрешения 1 апреля было обусловлено взаимной договоренностью со странами ЕС.
«Великобритания намного опередила рынок с этими блок-разрешениями. К сожалению, многие страны ЕС не спешили последовать этому соглашению», - сказал Бернхард Фрагнер, основатель и исполнительный директор австрийской чартерной компании GlobeAir. «После сильного давления со стороны 20 австрийских эксплуатантов наше управление гражданской авиации было вынуждено заключить к концу марта взаимную договоренность с эксплуатантами Великобритании». Фрагнер сообщил, что с января GlobeAir выполнила более 1600 рейсов в Великобританию, «и теперь мы привыкаем к новой системе».
Взгляд Фрагнера был поддержан Ли Вествудом, операционным директором Luxaviation UK, но он указал на необходимость более плавного и упорядоченного процесса получения разрешений. «Получить разрешения в очень короткие сроки может быть сложно, поскольку некоторые страны настаивают на том, чтобы время согласование составляло дни, а не часы», - сказал он. Учитывая, что наиболее сильными сторонами деловой авиации являются удобство и гибкость, такие ситуации «очень разочаровывают, вынуждая нас отказываться от рейсов», сказал Вествуд.
Он также отметил, что некоторые страны «по-разному интерпретируют правила и могут быть негибкими», выделив Грецию: «Она отказывает в доступе на свои острова самолетам, зарегистрированным в Великобритании в рамках третьей и четвертой свобод, что невероятно разочаровывает в летние месяцы».
Марк Босли признал обеспокоенность Вествуда и сказал, что, хотя «простого решения» нет, DfT, посредством регулярных контактов со странами-членами ЕС, «будет стремиться решить эти проблемы».