По российскому законодательству, для полета на воздушном судне необходима не только его регистрация, но и страхование гражданской ответственности. Аналогичная ситуация давно существует в сфере автострахования, где полис ОСАГО стал непременным условием езды на машине. Но в отличие от автовладельцев, лишь немногие собственники легкомоторных самолетов и вертолетов понимают, что выплаты по обязательному договору с минимальным лимитом ответственности далеко не всегда компенсируют убытки.
По российскому законодательству, для полета на воздушном судне необходима не только его регистрация, но и страхование гражданской ответственности. Аналогичная ситуация давно существует в сфере автострахования, где полис ОСАГО стал непременным условием езды на машине. Но в отличие от автовладельцев, лишь немногие собственники легкомоторных самолетов и вертолетов понимают, что выплаты по обязательному договору с минимальным лимитом ответственности далеко не всегда компенсируют убытки.
За пределы
Сегодня тех, кто официально зарегистрировал свою летающую машину, в России не больше 50% от общего числа владельцев. Остальные предпочитают оставаться в тени.
Вместе с тем, в России обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна предписано ст. 131 Воздушного Кодекса РФ. Согласно ей, минимальная страховая сумма устанавливается в размере не менее двух МРОТ за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. Это значит, что в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц владелец, например, вертолета Robinson R44 (весом 1 т) сможет компенсировать ущерб около $8000 за счет договора страхования ответственности. Убытки больше этой суммы собственнику воздушного судна придется выплачивать из своего кармана.
«Нередко легкомоторные самолеты и вертолеты обрывают линии электропередач, — рассказывает начальник отдела страхования малой авиации ОСАО «Ингосстрах» Алексей Архангельский. — Кроме расходов на восстановление линий, компенсацию может потребовать какая-нибудь птицефабрика, где из-за отсутствия электричества в инкубаторах задохнулась птица. Также, представьте, если по ошибке пилота самолет неудачно приземлился на загородный дом или стоянку автомобилей. В этих и многих других случаях убытки выливаются в огромные суммы.
Безусловно, Кодекс устанавливает лишь минимальный лимит гражданской ответственности, и, по желанию, собственник судна малой авиации может сделать его больше. Поэтому владельцы вертолетов и самолетов все чаще понимают: чтобы получить максимально надежную страховую защиту, необходимо увеличить и лимит ответственности».
Впереди всех
Примечательно, что первый полис страхования гражданской ответственности в сфере авиации был оформлен в Лондоне корпорацией Lloyd`s в 1912 г. Когда спустя 60 лет авиационное страхование пришло в Россию, первым, кто предоставил подобную страховую защиту, стал «Ингосстрах». Эта компания до сих пор является лидером отечественного рынка авиационного страхования. Свыше 2600 воздушных судов допущено к эксплуатации в России, и более 30% от этого количества застраховано и перестраховано именно в «Ингосстрахе».
Страховщик зарекомендовал себя и в мировом масштабе, еще в 1975 г. став членом Международного союза авиационных страховщиков (IUAI). Сегодня, пользуясь заслуженным авторитетом на международном страховом рынке, компания может предоставить клиентам надежную страховую защиту на мировом уровне.
Так, например, с 1993 г. «Ингосстрах» сотрудничает с Международным авиационно-космическим салоном (МАКС). В разные годы компания предоставила страховую защиту вертолетам Ми-38, «Ансат», истребителям «Беркут», Су47 и другим участникам авиасалона. В 2007 г. компания застраховала воздушные суда ВВС Министерства обороны РФ, привлекаемые для полетов на международных выставках. Кроме того, вот уже более 5 лет продолжается сотрудничество «Ингосстраха» с группой «Русские Витязи».
Сервис по России
Сегодня «Ингосстрах» предоставляет надежную страховую защиту как тяжелым реактивным самолетам, так и вертолетам, легкомоторным самолетам, воздушным шарам, дирижаблям и дельтапланам. И если владелец судна малой авиации решает увеличить лимиты гражданской ответственности, то он может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Кроме того, компания страхует ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, нанесение ущерба их вещам и багажу. Кстати, срок действия страхового полиса в «Ингосстрахе» может быть любым — компания предоставляет страховую защиту даже на время демонстрационных и учебно-тренировочных полетов или на момент выполнения авиационных работ.
По словам Алексея Архангельского, чтобы заключить страховой договор в регионе, собственнику воздушного судна не обязательно ехать в Москву. Благодаря широкой региональной сети «Ингосстраха», включающей 87 филиалов, полис можно приобрести в 182 российских городах. При этом клиенту и в головном офисе, и в филиале гарантирован индивидуальный подход и сервис на международном уровне.
Обладая значительными собственными финансовыми средствами и перестраховочными возможностями, при оценке стоимости страхования «Ингосстрах» может максимально учесть интересы даже самого крупного страхователя. Впрочем, по мнению клиентов, важнейшим преимуществом страховщика является его способность оперативно и в полном объеме компенсировать убытки. Например, в 2002 г. «Ингосстрах» выплатил свыше 90 млн руб. в связи с аварией вертолета Ми-17-1В. В 2006 г. после гибели лайнера Airbus 310 в аэропорту Иркутска были возмещены убытки в размере более $16 млн, а в 2007 г. по факту полной гибели самолета Ту-154 компания компенсировала $3,6 млн.
Оперативно выплачивать компенсации своим клиентам страховщику позволяет его универсальность. За счет солидного страхового портфеля компания может привлекать средства из других направлений бизнеса. Это значит, что клиент «Ингосстраха» всегда готов противостоять неприятностям и может с уверенностью подниматься в небо.
Источник: Ингосстрах