Нечитаемое авиасообщение

Евросоюз (ЕС) и большинство других стран Европы закрыли воздушное пространство для России. Но даже полная остановка международных рейсов не решит проблем авиакомпаний РФ, связанных с санкциями, которые фактически лишают перевозчиков основной части парка.

Вариантов немного — возвращать самолеты, пытаться выкупать их или просто разрывать отношения с лизингодателями, чтобы сохранить парк для работы в РФ. По данным “Ъ”, государство планирует помогать только «Аэрофлоту». Но даже если компании решат оставить самолеты и разберут половину парка на запчасти, этого хватит примерно на полгода. А импортозамещение российскими МС-21 и SSJ требует пяти—семи лет.

В выходные европейские страны одна за другой закрывали воздушное пространство для России, а к вечеру воскресенья об этом было официально объявлено на уровне ЕС. Еще 25 февраля ЕС также запретил европейским компаниям поставку, лизинг, техобслуживание и страхование воздушных судов в РФ. Контракты должны быть расторгнуты до 28 марта, что означает для перевозчиков потерю более половины парка (см. “Ъ” от 26 февраля). В результате им может не хватить флота для полетов внутри РФ даже с учетом резкого сокращения числа международных рейсов.

По возможности не отдавать

По данным “Ъ”, 26 февраля министр транспорта Виталий Савельев и глава Росавиации Александр Нерадько провели экстренное совещание с участием представителей авиакомпаний. Как рассказал “Ъ” один из участников встречи, перевозчикам «дали понять, что государство будет спасать только "Аэрофлот"». «Остальных попросили по возможности не отдавать самолеты превентивно, дождаться ясности и пытаться найти компромисс с лессорами (лизингодателями.— “Ъ”),— добавил он.— Но какой возможен компромисс, если в резолюции прописано о завершении всех, даже заключенных до санкций, контрактов до 28 марта?»

Обсуждалась ли возможность принудительного сохранения «Аэрофлотом» той части флота, которая находится в европейском лизинге, “Ъ” выяснить не удалось. Однако, как отметил источник в группе, это «означало бы моментальное попадание в SDN-лист», и «Аэрофлот» такую возможность «вряд ли рассматривает». «Но до пятницы мы не рассматривали и сценарий изоляции России от мира»,— подчеркивает собеседник “Ъ”.

Еще несколько источников в отрасли отметили, что под особым ударом среди крупнейших авиакомпаний находятся S7 и «Уральские авиалинии», чей флот преимущественно в лизинге в Европе.

Некоторые собеседники “Ъ” говорят о возможном отказе группы S7 от запуска лоукостера Citrus. В компании не ответили “Ъ”.

Самолеты уже начали отбирать. По данным нескольких источников “Ъ”, лизинговая компания из Ирландии прислала уведомление (grand notice) авиакомпании «Победа» об отзыве трех бортов Boeing 737. Аналогичное письмо, по данным “Ъ”, получила «Якутия» и еще как минимум две авиакомпании. Кроме того, проблемы с возвращением Boeing 777-35E в Хабаровск, по данным источников в отрасли, возникли у NordWind, чей борт задержали в аэропорту Мехико. Источники в трех других авиакомпаниях рассказали, что отменили планы по передаче бортов на техобслуживание из-за опасений их изъятия. Один из перевозчиков получил «устное уведомление» производителя двигателей СFM International (СП Snecma и GE Aviation) о прекращении поддержки обслуживания Airbus. Лизингодатели двух компаний «спрашивали о возможности отогнать самолеты на территорию другой страны», говорят источники “Ъ”.

Ни в одной авиакомпании не дали официальных комментариев. Однако, как рассказали на условиях анонимности руководители и юристы перевозчиков, большинство ожидают получения уведомления о расторжении действующих контрактов 28 февраля. «По всем вопросам идет непрерывная работа. Авиавласти находятся в тесном контакте с авиакомпаниями»,— сообщили “Ъ” в АЭВТ. В Минтрансе и Росавиации не ответили на вопросы “Ъ”.

Все в растерянности

Европейские лессоры находятся в той же растерянности, что и их российские клиенты, рассказывает один из источников “Ъ”. Невозможно сделать общий вывод по всем лизинговым контрактам, служит ли наложение санкций на поставки и лизинг авиатехники и запчастей достаточным основанием для их разрыва, отмечает управляющий партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин. Однако, добавляет он, договор лизинга мгновенно расторгается при невозможности страховать судно или если лизинг запрещен применимым к лессору законодательством.

Алан Карташкин подтвердил, что, предположительно, все действующие лизинговые контракты должны быть завершены до 28 марта: «Мы приходим к такому выводу консервативной интерпретации текста резолюции, поскольку других разъяснений пока нет». В целом, по его словам, последние санкции ЕС составлены так, что остается много неясных вопросов и невозможно дать однозначную интерпретацию: «В отличие от США, здесь нет единого органа, который может оперативно разъяснить позицию. Все специалисты ждут официальных разъяснений, однако нет уверенности в быстром получении таких разъяснений».

Бермуды, где зарегистрирована внушительная доля российских самолетов, следуют британским санкциям, на сегодня еще не опубликованным. Однако они, как правило, схожи с санкциями ЕС.

«Более интересный вопрос относится к лизинговым сделкам американских компаний, так как США не накладывали санкции на лизинг»,— уточняет Алан Карташкин.

Источники “Ъ” разделились во мнении о том, будут ли США также запрещать поставки своих самолетов или «используют ситуацию в интересах Boeing», но вероятность последнего сценария «снижается с каждым часом».

Как показывает пример «Белавиа», сумевшей выкупить несколько самолетов во время разрыва отношений с лессорами, у компаний РФ еще есть призрачный шанс пополнить флот, допускает источник “Ъ” в Транспортно-клиринговой палате. Он соглашается с другими собеседниками “Ъ”, которые говорят об «оцепенении лессоров», которые в том числе не знают, куда даже просто поставить освободившиеся сотни бортов: «Все самолеты не расставить по европейским аэропортам, они парализуют их работу, потребуется спецхранение, стоянки».

Самолеты разберут на запчасти

В теории власти РФ могут запретить компаниям отдавать самолеты лизингодателям, но это позволит сохранить воздушное сообщение в стране только на полгода. «Половина флота, до 300 бортов, пойдет на запчасти, которых у нас и в "несанкционных" странах нет и быть не может»,— говорит источник “Ъ”. С оценкой согласны и несколько других топ-менеджеров авиакомпаний: «Мы долетаем до конца высокого сезона, если повезет».

Собеседники “Ъ” подчеркивают, что «иранский сценарий» в РФ невозможен: российский авиапарк гораздо моложе, и найти запчасти на него, например, в Китае будет невозможно. Источник в авиапроме отметил, что при этом «Минпромторгу потребуется минимум пять-семь лет на доведение до ума проекта полного импортозамещения МС-21 и SSJ-100». Он полагает, что сроки поставок этих типов судов будут сдвинуты.

Отдельной проблемой будет страхование судов для полетов за рубеж, поскольку в авиакомпаниях единогласно считают невозможным вылет без перестрахования рисков, который до сих пор происходил в Европе.

Риски авиакомпаний РФ застрахованы в российских страховых компаниях и все контракты действуют без изменений, подчеркивает заместитель гендиректора по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник: «Сейчас эта проблема больше наша, чем клиентов». По его словам, при выходе европейских партнеров из действующих соглашений российские компании перестрахуют риски в РНПК (дочерняя структура ЦБ). Он добавил, что часть рисков авиакомпаний уже была перестрахована в РНПК и до последних событий, но доля не превышала 10%. Илья Кабачник отдельно подчеркивает, что по состоянию на вечер 27 февраля «АльфаСтрахование» не получало каких-либо уведомлений от своих европейских партнеров о прекращении договоров перестрахования.

Куда податься пассажирам

В условиях, когда российские авиакомпании больше не могут летать в ЕС, единственным способом попасть туда остаются рейсы иностранных перевозчиков. Многие из них уже приостановили полеты, но далеко не все.

Источники “Ъ” в нескольких иностранных авиакомпаниях сообщили, что суббота и часть воскресенья прошли в активных переговорах со штаб-квартирами, перевозчики рассчитывают продолжить деятельность в РФ. «Мы прекращаем любую маркетинговую активность, но пока сохраняем присутствие на рынке. Весь парк зарегистрирован на наше иностранное юрлицо, и в этом смысле риска отзыва флота нет»,— рассказал один из собеседников “Ъ”. Однако, подчеркнул он, «нельзя гарантировать, что завтра власти РФ сами не запретят нашу деятельность».

Введенные сейчас ограничения ЕС не распространяются на деятельность иностранных перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории РФ, подтверждает Алан Карташкин. Он также уточнил, что ограничения на техобслуживание не распространяются на предполетное обслуживание и осмотр: «Таким образом, международные авиакомпании смогут получать минимальное обслуживание в аэропортах РФ и продолжать безопасные полеты в другие страны в случае, если это не будет запрещено российской стороной».

Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ