Европейский рынок вертолетов восстанавливается

В то время как коммерческий воздушный транспорт в Европе серьезно пострадал от глобальной пандемии Covid-19, вертолетная отрасль хорошо справляется с этой проблемой, комментируют эксперты в преддверии вертолетной выставки HAI Heli Expo 2022.

Европейский вертолетный рынок, как и глобальная экономика в целом, ощутил на себе влияние пандемии в начале-середине 2020 года. Однако это влияние было минимальным по сравнению с рынком коммерческих самолетов, отмечает Кристофер Грейнджер, вице-президент по маркетингу LCI Helicopters. «С тех пор рынок значительно восстановился, особенно в сегментах неотложной медицинской помощи (EMS), поисково-спасательных операциях (SAR), офшорных перевозок и корпоративном/VIP-секторе», — сказал Грейнджер. «В очередной раз вертолеты доказали свою востребованность в трудные времена, во многом благодаря критически важному характеру выполняемых ими функций».

Томас Хютч, генеральный директор базирующейся в Бельгии вертолетной компании NHV Group, отметил, что шельфовые нефтегазовые проекты оказались под давлением, поскольку мировые цены на нефть рухнули в 2014 году. «Учитывая недавнее восстановление нефтяных цен, мы ожидаем в ближайшие месяцы и годы увеличения спроса на вертолетные услуги. Однако маржа останется низкой из-за избыточных мощностей вертолетов», — сказал он. Хютч добавил, что сектор возобновляемых источников энергии будет продолжать расти, но пока не может компенсировать спад в нефтегазовых проектах. «Миссии SAR и EMS больше всего пострадали от пандемии в самом начале кризиса во время строгих ограничений. Они хорошо восстановились и, вероятно, станут предметом растущего спроса на европейском рынке».

По словам Кристиана Мюллера, председателя и технического директора Европейской вертолетной ассоциации, значительно пострадали другие виды вертолетных операций, такие как туристические полеты и летная подготовка. «В этих сегментах было очень сложно или невозможно поддерживать необходимый уровень защиты от Covid-19. Также изменились приоритеты кандидатов в пилоты и путешественников», — сказал он. «Обычно эксплуатанты вертолетов совмещают ряд операций по своему сертификату, поэтому можно было в определенной степени компенсировать потери от спада».

Сектор оффшорных операций также быстро растет, чему способствуют экологические, социальные и управленческие инициативы на европейском континенте, подтвердил Грейнджер. «В настоящее время использование вертолетов для перевозки персонала и оборудования в море ограничено конкуренцией с морскими судами, но, цитируя обзор и прогноз рынка оффшорных ветрогенераторов Air & Sea Analytics на 2021–2030 годы, имеющиеся данные о работе ветряных электростанций говорят, что вертолет быстрее, безопаснее для пассажиров и менее вреден для окружающей среды, чем морское судно для перевозки персонала, и в то же время менее подвержен прерыванию работы из-за плохой погоды», — сказал он.

В результате Air & Sea Analytics ожидает, что к 2030 году около сотни дополнительных вертолетов будут задействованы в морской ветроэнергетике. «Туризм, нефть и газ больше всего пострадали от пандемии. Тем не менее, мы видим положительные признаки восстановления для последнего, поскольку в последние месяцы цены на нефть неуклонно росли», — добавил Грейнджер.

По словам Хютча, обновление парка вертолетов началось пять-семь лет назад и будет продолжаться в течение следующих пяти лет. «Технологические достижения и летно-технические характеристики (современная авионика, автопилот, композитные материалы и т. д.) являются основными движущими силами процесса модернизации», — отметил он. «А поскольку топливо является основной статьей расходов для операторов, более легкие вертолеты (особенно вертолеты класса 4/6 тонны) стали более популярными за счет меньшего потребления топлива».

Тем не менее, за последние два года аппетит к крупным инвестициям был подавлен, отмечает Мюллер. «Мы не видели значительных изменений флота. Мы надеемся, что это изменится, поскольку в настоящее время еще летает значительное количество устаревших вертолетов», — сказал он.

По словам Мюллера, есть также некоторые факторы, которые могут ограничить аппетит к инвестированию в новые вертолеты. «Небольшие операторы иногда сталкиваются с нормативными требованиями по использованию тренажеров для обучения и проверки, что ложится на них значительным финансовым бременем», — признал он. «Они предпочли бы остаться со старыми моделями, чтобы избежать этого. При этом регулирование в конечном итоге приведет к изменению флота, что обеспечит более высокий уровень безопасности и эффективности».