«Китай вернется. Вопрос только: когда?»

Большой Китай всегда доминировал в азиатской бизнес-авиации. Гонконг был главным плацдармом в отрасли и для многих компаний стал весьма привлекателен огромным потенциалом страны. Но поскольку значительная часть Большого Китая заблокирована с марта 2020 года, и внимание сместилось на другие части региона. И многие из них видят рост спроса.

«За последние два года мы увидели столько людей, открывших для себя частную авиацию, сколько мы обычно ожидаем за 10 лет», — сказал Эрик Мартель, президент и главный исполнительный директор Bombardier, выступая на конференции Corporate Jet Investor Asia 2022 в Сингапуре. «И мы уверены, что этот спрос сохранится».

Операторы в Юго-Восточной Азии с этой позицией согласны. «Бизнес, откровенно говоря, потрясающий. Во время Covid мы никогда бы не подумали, что спрос будет на том уровне, на котором сейчас находится», — сказал Даррен Бродерик, генеральный директор Asian Corporate Aviation Management (ACAM) из Сингапура. Сразу же после пандемии ACAM добавила 10 самолетов к своему парку из примерно 30, и это не предел.

Спрос на чартеры также растет. Air 7 Asia начала летать из Сингапура в декабре 2021 года с одним самолетом Citation XL. «Парк будет только укрепляться, — говорит ее основатель Стефан Вуд. «Но борьба за самолеты реальна, и это единственное, что сдерживает бизнес». Тьерри Теа, глава филиппинского вертолетного оператора PhilJets, соглашается: «Мы видим возможности во всем регионе, особенно во Вьетнаме, Камбодже и Малайзии, где мы недавно открылись».

Значительная часть китайского флота была продана с тех пор, как началась пандемия Covid. Операторы и брокеры говорят, что в Макао в настоящее время есть только один самолет, а не более 10 самолетов, которые базировались до Covid, поскольку, например, казино продали свои воздушные суда.

Но никто не списывает со счетов Большой Китай. Есть большая уверенность в том, что спрос на чартеры значительно возрастет, когда ограничения закончатся. Алекс Цзяо, председатель и главный исполнительный директор Hongkong Jet, ожидает, что спрос вернется, но наиболее оптимистично он настроен на трафик за пределами Большого Китая. «У Индии и Юго-Восточной Азии огромный потенциал, — говорит он.

Вот уже три года, как азиатский рынок бизнес-авиации не может организовать крупное офлайн мероприятие, поэтому настроение на CJI Singapore ожидалось приподнятым. Саммит проходил одновременно с тремя успешными мероприятиями Азиатской ассоциации деловой авиации, открытием нового центра обслуживания клиентов Bombardier площадью 290 000 кв. футов и нового FBO Jetex. Но оптимизм — более 88% делегатов уверены в следующих двух годах — был поразителен. И это без Большого Китая.

«Юго-Восточная Азия, Австралия и Индия сейчас гораздо более активны, — говорит Дэвид Диксон, президент Jetcraft Asia. «Китай вернется. Вопрос только: когда?»