Пять покупателей вместо десяти?

Если бизнес-джеты на вторичном рынке останутся в дефиците, состояние рынка не будет зависеть от того, присутствует пять или десять покупателей. Иными словами, мы, как отрасль, можем быть обмануты спросом.

По словам Джея Месингера, генерального директора и основателя Mesinger Jet Sales, международной брокерской компании по продаже самолетов, рынок может сокращаться, и мы можем не замечать этого, пока не станет слишком поздно, потому что сторона предложения  может маскировать реальность. Реальный спрос выявится только при увеличении предложения.

Сообщается, что в сфере недвижимости спрос сокращается из-за более высоких процентных ставок. Предложение на некоторых рынках растет, и цены на жилье снижаются, чтобы конкурировать. Похоже, что  факторы, влияющие на стоимость недвижимости, еще не работают на рынке самолетов. 

«Наша отрасль может немного более изолирована от роста процентных ставок и разговоров о рецессии из-за экономического уровня нашей клиентуры. Операции с самолетами всегда были скорее запаздывающим, чем опережающим индикатором экономического здоровья, что может быть скорее проклятием, чем благословением», - говорит Месингер. «Мы обнаружили, что приземляемся тяжелее, чем многие другие отрасли, из-за чувства хорошего здоровья, пока оно не настигнет нас всех сразу. Я помню, как до 2008 года брокеры говорили друг другу: «Это не может продолжаться долго!» Тем не менее, мы продолжали изо дня в день действовать так, как если бы это было возможно. Умные должны смахнуть пыль с наших воспоминаний и вернуться к тем старым дням».

По его мнению, было бы разумно уделить должное внимание количеству звонков, которые каждый брокер получает ежедневно по поводу наличия самолетов для продажи. Стало ли на несколько звонков меньше каждый день? Не кажется ли, что реальных покупателей может быть немного меньше? Может быть, будет немного сложнее получить эти предложения по полной цене, а тем более превысить запрашиваемую цену?

Ни одно из этих размышлений не является гибелью и мраком. Они могут быть просто индикаторами того, что покупателей может быть только пять, а не десять.

Вторичный рынок может жить с несколько меньшим количеством покупателей. На самом деле в последнее время нашей отрасли на многих уровнях приходилось жить с возможно слишком большим числом покупателей. «Мы столкнулись с нехваткой пилотов, нехваткой ангаров, нехваткой слотов для техобслуживания и другими последствиями цепочки поставок. Мы чувствовали разочарование, вызванное торговыми войнами и обеспокоенностью. Мы испытали неприятные ощущения, из-за которых мы все чувствуем себя измотанными процессом», - полагает Месингер. «У нас впереди еще один период, который будет очень интересным и даст нам всем дополнительное представление о нашем будущем рынке: бонусная амортизация в конце года. Начиная с августа, мы должны начать слышать от потенциальных клиентов, что они хотят заключить сделку до конца года, чтобы они могли претендовать на 100-процентный амортизационный бонус».

Скорее всего, отрасль еще будет страдать от дефицита, поэтому, если спрос поднимется, как это было в последние два года, нас может ждать еще один виток бешеной активности. С другой стороны, если брокеры получат меньшее количество звонков от потенциальных клиентов и меньше людей, звонящих, чтобы заключить сделку до конца года, будет получено еще немного информации о спросе и, возможно, отрасль увидит больше признаков того, что на каждый самолет есть пять покупателей, а не больше десяти.