Кубань хочет взлететь на воздух

Власти Кубани обсудили с представителями бизнеса и учеными возможность развития в регионе малой авиации. Губернатор края Вениамин Кондратьев считает, что малая авиация может стать важной частью транспортной инфраструктуры региона.

Представители отрасли полагают, что это направление вполне возможно развить на Кубани, но для этого необходимы организация производства отечественной авиатехники, серьезные инвестиции и федеральная поддержка.

Малая авиация имеет серьезные перспективы и может стать важной частью транспортной инфраструктуры Краснодарского края, когда действующие ограничения на полеты будут сняты. Такое заявление сделал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев 30 августа на встрече с представителями бизнеса и научного сообщества. «Легкие самолеты востребованы для обработки полей, а также в сфере туризма. Но сейчас отрасль — одна из самых импортозависимых и наиболее пострадавших от санкций. В России не производят серийные двигатели, есть сложности с поставкой комплектующих. Но на Кубани работают предприниматели, готовые генерировать новые идеи и вкладывать в развитие направления»,— заявил господин Кондратьев.

Коммерческий директор аэроклуба «Авиапарк» (Горячий Ключ) Дмитрий Левин, присутствующий на встрече с губернатором, считает, что для развития направления малой авиации в Краснодарском крае необходимо решить вопрос с двигателями. «Легкая авиация — актуальная тема, я посетил многие аэродромы и уверен, что данное направление можно развить и в Краснодарском крае»,— сказал он.

Кубанский государственный технологический университет при соответствующем взаимодействии с властями и инвесторами сможет освоить новое направление, считает президент КубГТУ Владимир Лобанов. «У нас есть факультет машиностроения, технология восстановления деталей двигателей, моделирование систем приводов. Готовы действовать, привлекать наших студентов»,— говорит спикер.

По мнению председателя совета директоров АО «Научно-производственная компания "ПАНХ"» Владимира Козловского, для России, обладающей огромной территорией и не всегда качественными дорогами, развитие малой авиации — актуальная задача. «Малоразмерные самолеты и вертолеты целесообразно использовать для перевозок в те местности, где отсутствует аэропортовская инфраструктура, имеются труднодоступные населенные пункты»,— говорит летчик с 50-летним стажем. По его словам, ранее малая авиация перевозила пассажиров, почту и грузы в Туапсе (Агой), Псебай, Курганинский, Ейский, Лабинский, Приморско-Ахтарский районы. Также ее можно использовать для обработки сельхозугодий, патрулирования территории и охраны лесов, отмечает эксперт.

Начальник парашютной службы аэроклуба «Южное небо» (поселок Энем, Адыгея) Сергей Патраков считает, что малая авиация — весьма рентабельный бизнес, который имеет спрос. По его словам, высокоприбыльными являются услуги владельцев легкомоторных самолетов по мониторингу объектов инфраструктуры, например трубопроводов. «При наличии соответствующих предложений на рынке большим спросом у платежеспособных туристов, не желающих летом стоять в пробках на автодорогах, будут пользоваться пассажирские перевозки на побережье, однако развитию отрасли препятствуют административные барьеры»,— рассказал собеседник «Ъ-Кубань».

Чтобы развивать малую авиацию, на федеральном уровне нужно решить ряд задач и в первую очередь наладить собственное производство соответствующей техники, отмечает господин Козловский. «Отечественная авиапромышленность уже лет 40–50 в этом направлении не развивалась. Кроме самолета АН-2 1947 года, ничего принципиально нового отечественного выпущено не было. В последнее время мы летали на импортных самолетах типа Cessna и вертолетах Robinson. С учетом закрытия импорта мы должны организовывать свое производство. Второе — законодательная база в этой отрасли не сформировалась. Плюс у нас неразработанное направление — беспилотная авиация, ее тоже нужно увязывать в законодательную базу. И, конечно, важнейшей является кадровая проблема, систему подготовки авиационного персонала нужно менять коренным образом»,— считает он.

По мнению господина Козловского, малая авиация не обязательно должна быть дорогой для потребителя, однако чтобы она была доступной, приближенной к стоимости железнодорожных и автоперевозок, производство авиатехники должно быть серийным и массовым, а это требует серьезных инвестиций. При этом, отметил представитель ПАНХ, без государственного участия в этом вопросе вряд ли обойтись.

Источник: Коммерсантъ