МЕВАА 2022: восточный позитив и надежда

На прошлой неделе BizavNews посетил свою четвертую по счету ближневосточную выставку деловой авиации МЕВАА. Основательно подготовившись к мероприятию, мы получили «добро» от оргкомитета начать работать в так называемый «минус первый день».

И вот мы уже делаем первые шаги по выставочному комплексу, где в сумасшедшем ритме идет сборка и оформление стендов, а бизнес-джеты шустро занимают свои места на статической площадке. Было приятно рассмотреть без шумной толпы новенький Gulfstream G700 и роскошный BBJ Royal Jet, а также детально ознакомиться с новым салоном Boeing 767 компании Comlux c оригинальным названием Sky Lady.

Но, первое впечатление, которое возникло — «не верь восточным сказкам». Ведь до выставки мы получали массу релизов и рассчитывали на довольно крупное мероприятие. В итоге даже при беглом осмотре понимаешь, что выставка потеряла в объеме, как минимум, треть экспонентов, а уж статика никогда не выглядела так скромно. Но мы ошиблись, а почему, расскажем по ходу нашего повествования.

Для ОАЭ — это первое крупное мероприятие сегмента деловой авиации с 2019 года. Пандемия сыграла свою роковую роль, и рынок региона стал восстанавливаться лишь со второй половины 2020 года, но этот рост оказался впечатляющим. Огромный спрос на чартеры и проходящий Чемпионат мира по футболу стали основной причиной отказа операторов от присутствия на МЕВАА. Компании физически не смогли продемонстрировать на статике свои самолеты, которые планировались еще в начале осени. Так крупнейшие операторы региона Empire Aviation, Falcon Aviation, Titan Aviation и Saudi Private Aviation в этот раз расположились в шикарных шале, где всегда было шумно и весело!  Впрочем, представители операторов весьма активно работали на выставке и не только на стендах. Многие PR-специалисты буквально выхватывали нас на мероприятиях или статике и делились своими последними новостями. Ну что же, такой новый формат весьма понравился BizavNews: экономит время и ты получаешь весь уникальных контент.

Но самым экстравагантным способом познакомить со своей инфраструктурой стал трансфер на Rolls Royce в VIP-терминал Jetex, который на месяц стал главными воздушными воротами из ОАЭ в Катар на футбольный мундиаль.  

Одними из приятных впечатлений от увиденного в Аль-Мактуме, безусловно, стали многочисленные стройки. С момента нашего прошлого визита здесь построено очень много. Поразил своими объемами новый центр ExecuJet MRO Services, существенно расширился DC Aviation Al-Futtaim, а Сomlux сообщил о закладке нового ангара. Количество провайдеров ТОиР и операторов FBO здесь просто зашкаливает, и вскоре Аль-Мактум превратится в настоящий мегааэропорт для бизнес-авиации. И каждый проект — это настоящий шедевр архитектуры с ближневосточной роскошью и масштабами. На их фоне немногочисленные представители европейских и американских FBO выглядели на выставке весьма бледно.

Но вернемся на перрон. Неожиданностью стало отсутствие ряда крупнейших производителей. В этот раз Textron, Pilatus Aircraft и Honda Aircraft не показали свои флагманы в Дубай, так же, как и «вертолетчики». Исключением стал лишь макет ACH160 от Airbus.

Gulfstream привез свой флагман G700, который в рамках международного турне сделал в Дубай трехдневную остановку, и рядом демонстрировался G650ER греческой GainJet. Еще один G650ER был представлен Boutsen Aviation, но уже для продажи. Все самолеты были доступны для просмотра, но останавливаться детально на их роскошных интерьерах мы не будем, а пойдем дальше по статике. Французский Dassault вновь показал Falcon 8X, но основным лейтмотивом присутствия на выставке все-таки стали 6Х и 10Х. Именно об этих двух моделях французы говорили с придыханием, и это не удивительно – обе программы идут с опережением графика, а один из первых 6Х будет поставлен на Ближний Восток. Bombardier в этом году представил Global 7500 одного из американских операторов – было любопытно сравнить салон демонстратора и серийного частного джета. Бразильский Embraer показал свою «классику» Phenom 300E и Praetor 600, отметив, что спрос в регионе на легкие и суперсредние джеты неожиданно вырос. Airbus в очередной раз презентовал ACJ320Neo компании Acropolis, а коллеги из Boeing были представлены частным BBJ2 и BBJ компании Royal Jet. Последний восхитил своим интерьером и открытостью представителей компании к журналистам. Настоящим гигантом на выставке стал Boeing BBJ767 Comlux. Пожалуй, что этот самолет заслуживает отдельного рассказа. А вот за «малышей» отдувался лишь Cirrus со своим SF50 Vision Jet G2. Но этот «карлик» вызывал лишь эстетическое восхищение, желающих эксплуатировать его в регионе не особо много.

В дополнение к статике стоит отметить несколько бортов, которые были выставлены брокерами в первый день. Среди них самым посещаемым стал Cessna Citation XLS+ компании Arcos Jet. Всю статическую экспозицию можно было обойти минут за пятнадцать. Большая часть перрона пустовала, хотя места для самолетов явно были забронированы, но по тем или иным причинам операторы в последний момент приняли решение не выставлять самолеты на МЕВАА. А про новомодные eVTOL как будто забыли…

Но настоящая жизнь кипела в выставочном комплексе. В первый день стартовала первая в истории конференция BizAv Talks, которая включала в себя серию из семи презентаций и панельных дискуссий на тему дня — «Будущие бизнес-модели частных самолетов». Мы постараемся рассказать о презентациях в серии отдельных материалов. Ныне популярные темы по мотивам «зеленой повестки» вызывали у слушателей зевоту и явное безразличие, а предложения по продаже кредитов на выбросы и прочие аналогичные инициативы вовсе раздражение. И наоборот — выступление спикеров по вопросам новейших цифровых платформ для деловой и частной авиации, активов на основе блокчейна, банковских и криптовалютных платежей, транзакций собирали полные аудитории.

Про атмосферу на выставке стоит упомянуть отдельно. Внешний негативный фон, который определяет наше настроение в этом году, должен был доминировать на столь крупном отраслевом мероприятии, но получилось все ровно наоборот. Масса позитива, расслабленная обстановка и большое количество старинных знакомых, а еще обилие русского языка – все это оказалось столь желанным и весьма неожиданным. Словно оказавшись в оазисе и далеко от «очагов давления», участники выставки и посетители забыли все распри, и на три дня МЕВАА стала настоящим деловым мероприятием, напрочь лишенным политики и обоюдных обвинений.  Было чрезвычайно приятно увидеть многих наших партнеров, с которыми по воле судьбы мы последние два-три года общались исключительно с помощью гаджетов, любопытно было выслушать их точку зрения на последние события и поспорить. Не так все однозначно – многие зарубежные друзья и клиенты уверены, что ситуация просто обязана измениться и большинство по-настоящему ностальгирует по временам, когда не было ковида и проблем с братским народом.  Десятки выпитых чашек кофе и многочасовые неспешные беседы на фоне фантастического дубайского колорита создавали непередаваемую атмосферу покоя и вселяли надежду на перемены, пусть не столь быстрые, но все же перемены.