Что-то витает в воздухе?

В своей очередной колонке в AINonline генеральный директор и основатель брокерской компании Mesinger Jet Sales Джей Месингер размышляет о нынешнем состоянии вторичного рынка.

Я не думаю о смене тренда, хотя он может показаться немного прохладнее. В последнее время — это скорее изменение конъюнктуры вторичного рынка деловых самолетов. Я здесь не для того, чтобы объявить о больших колебаниях на нашем рынке, но я собираюсь обозначить области изменений, которые вижу и чувствую. Я всегда осторожен с тем, чтобы кричать, что перемены уже здесь, пока они не произошли.

Очевидные и часто обсуждаемые проблемы рецессии, повышение процентных ставок и геополитические вызовы — всё это причины, по которым многие прогнозисты гадают о нашем будущем. Я хочу поговорить о влиянии этих индикаторов.

Я посмотрел данные Amstat за 11 месяцев продаж бизнес-джетов с января по ноябрь 2020 года, и было продано 1795 самолетов. Фактически, это больше, чем за тот же период годом ранее. Как мы все помним, это было начало пандемии Covid, и никто из нас, профессионалов отрасли или наших клиентов, не знал, как это повлияет на отрасль. Но 2020 год оказался одним из самых лучших годов по сделкам в нашей истории. Проблем с поставками еще не было, и цены еще не начали расти. У тех, кто покупал  в 2020 году, был отличный выбор и хорошие цены.

Затем последовал период с января по ноябрь 2021 года, когда было совершено 2580 сделок с самолетами. Какой прыжок! Большинство покупателей в 2021 году впервые становились владельцами самолетов. Результатом их аппетита к частным самолетам стало резкое истощение имеющихся запасов. Они стали платить больше, у них стало меньше выбора, и они потеряли контроль над процессом, поскольку продавцы диктовали свои условия.

Теперь давайте посмотрим на тот же 11-месячный период 2022 года. В этом году количество сделок сократилось на 17%, а общий объем продаж самолетов составил 2132 самолета. Некоторые утверждают, что это стало результатом гораздо меньшего предложения, в то время как другие могут утверждать, что это результат меньшего спроса. Но большинство может согласиться, что это, вероятно, совокупность обоих явлений, которые привели к такому количеству продаж в прошлом году.

В прошлом месяце я выступал на конференции CJI в Майами, и один из вопросов, заданных нашей группе, был: «Мы на пике?» Я поинтересовался у спрашивающего, о каком пике он говорит — пике цен или спроса? Я ответил на вопрос с обеих точек зрения.

Я чувствую, что мы преодолели ценовой пик в августе или сентябре. При этом я не утверждаю, что цены падают, а только то, что они перестали расти. Далее я предположил, что, по моему мнению, в 2023 году мы начнем наблюдать то, с чем мы как отрасль всегда сталкивались, а именно: ежегодный уровень потерь стоимости составит от 5% до 10% в год. Эта разница между ставками обычно связана с возрастом и типом самолета.

Кроме того, я видел несколько корректировок цен с августа или сентября, которые обычно представляли собой то, что могло быть слишком агрессивным и конъюнктурным ценообразованием. Многие продавцы в этом году были привлечены к этому рынку, чтобы получить ранее невиданный потенциал роста своих инвестиций в авиацию, и теперь, понимая, что они, возможно, зашли слишком далеко, немного отступают.

Одна вещь, которую я упомянул, обсуждая идею о том, что мы, возможно, также достигли пика спроса, — это взгляд на время экспозиции на рынке. Она увеличивается и позволяет покупателям проявлять менее безумный подход, поскольку они больше не чувствуют, что самолет, который появится на рынке сегодня утром, обязательно исчезнет к закату того же дня.

Я вижу, что в большинстве категорий день ото дня выставляется на продажу все больше самолетов. Отчасти это связано с поставками новых самолетов, переосмыслением размера летного отдела и ощущением владельцев, что получение прибыли, полученной от стоимости самолета, является своевременным. Кроме того, я считаю, что многие владельцы, которых заманили в собственность, думая, что доход от чартера действительно может компенсировать инвестиции, теперь считают, что продажа — это то, где может быть реальный потенциал роста.

Итак, что витает в воздухе? Я думаю, мы начнем наслаждаться продолжающимся увеличением запасов. Больше выбора — это всегда хорошо. Чуть более выгодные цены и, что самое приятное, меньше безумия.

Такое сочетание сохранит инвестиции каждого. Суть в том, что это изменение является легким сдвигом. Наверное, просто очень хорошая погода. Наслаждайтесь!

Источник: AINonline