Экоактивисты нарушили систему безопасности в швейцарском аэропорту Женевы около 11:30 утра во вторник, сбив ограждение вокруг статической стоянки EBACE 2023 и приковав себя наручниками к демонстрирующимся деловым самолетам.
Протестующие были одеты в флуоресцентно-зеленые спасательные жилеты с надписью «запретить полеты частных самолетов», которую они скандировали, проносясь мимо полиции аэропорта.
Некоторых активистов полиция остановила и положила на землю, а другие все-таки прорвались в статическую площадку выставки. Семь протестующих приковали себя наручниками к стоящему самолету Gulfstream, трое из которых были прикованы к носовому шасси, а четверо — к поручням трапа самолета, в то время как другие приковали себя к другому самолету.
«Это совершенно неприемлемая форма протеста», — заявили в совместном заявлении Эд Болен и Юрген Визе — лидеры организаторов EBACE (NBAA и EBAA соответственно). «Мы осуждаем эту акцию и угрозу, которую она представляет для безопасности компаний-экспонентов, посетителей EBACE и других лиц в аэропорту Женевы. Более того, сегодняшний прорыв игнорирует тот факт, что деловая авиация глубоко привержена борьбе с изменением климата. Это отрасль, которая сократила свои выбросы углерода на 40% за последние 40 лет, постоянно сокращает выбросы сегодня и коллективно нацелена на достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году. Мы, как отрасль, открыты для конструктивного диалога в области устойчивого развития, и мы сожалеем о неудачном решении протестующих игнорировать возможность проведения этого диалога».
Аэропорт был временно закрыт в связи с нарушением правил безопасности, при этом взлеты и посадки были ненадолго остановлены, а самолетам пришлось хранить и сжигать больше топлива, чем было бы, если бы протестов не произошло. Посетителям статической экспозиции не разрешалось уходить, и им приходилось ждать около часа, прежде чем их отпустили, чтобы сесть на автобусы обратно в выставочный зал. Некоторые посетители сообщили, что вдыхали пары перцового баллончика, предположительно использованного полицией против протестующих.
В письменном заявлении представители аэропорта Женевы заявили, что «из-за вторжения на взлетно-посадочную полосу воздушное движение было временно прервано». Считалось, что протесты привели к задержке более 20 рейсов и отклонению по меньшей мере полудюжины рейсов. Представитель агентства управления воздушным движением Skyguide заявил, что протестующие не выходили на взлетно-посадочную полосу во время инцидента.
Полиция собрала протестующих, погрузила их в автобусы и увезла из аэропорта. После выпуска посетителей статическая экспозиция была очищена от всех людей, прежде чем вскоре после этого снова открылась.
По словам пресс-секретаря женевской полиции, на месте происшествия находилось около 80 протестующих. Он не подтвердил, какие судебные иски могут быть предъявлены задержанным за нарушение правил безопасности в аэропорту.
Экологическая группа Greenpeace заявила, что в демонстрации участвовало около 100 протестующих. В нем говорилось, что они приехали из 17 разных стран, и в протестные группы входили Stay Grounded, Extinction Rebellion и Scientist Rebellion.
После нарушения безопасности крупный экспонент EBACE отменил мероприятие, запланированное на этот вечер.
Эрик Схоутен, генеральный директор и основатель Dyami Security Services, предоставил NBAA и EBAA оценку рисков, связанных с потенциальными протестами в преддверии съезда этого года. Он сказал, что ожидал неофициального протеста во время шоу, но был удивлен, что в нем участвовало так много протестующих. Он добавил, что из-за того, что протестующие прибыли из стольких разных стран, было сложнее собрать точную информацию и подготовить планы безопасности.
По словам Схоутена, задача оценки угроз, исходящих от протестных движений, стала более сложной, поскольку группы знают, что за ними наблюдают, и стали все более изощренными в «контрразведывательных мерах». Приведя пример недавнего срыва мероприятия EBAA Air Ops в Брюсселе и вторжения в анклав деловой авиации на восточной стороне амстердамского аэропорта Схипхол, он предупредил, что отрасль должна быть готова реагировать на дальнейшие волны протеста.