Два случая на средиземноморском острове Ибица, расскажут вам все, что вам нужно знать об уязвимости бизнес-авиации перед прямыми протестами со стороны экологических групп.
В первом, 14 июля в аэропорту Ибицы, пара активистов из испанской группы Futuro Vegetal («Овощное будущее»), нанесли огромный ущерб зарегистрированному в Германии самолету Embraer Phenom 300E, облив его желтой и черной краской. Во втором в гавани Ибицы, всего два дня спустя, по крайней мере один член той же группы участвовал в «покраске» супер-яхты, принадлежащей наследнице Walmart Нэнси Уолтон Лори.
Если испанская полиция и арестовала протестующих в аэропорту, она, очевидно, решила, что активистов следует срочно освободить. Эта явно неэффективная реакция на преступную деятельность помогает объяснить растущее ощущение в отрасли деловой авиации того, что никто не стремится обеспечить ей какую-либо значимую защиту.
Протестующие из Futura Vegetal и Extinction Rebellion повредили самолет Embraer Phenom 300 в аэропорту Ибицы.
По крайней мере, один из членов Futuro Vegetal в гавани Ибицы перед супер-яхтой, принадлежащей наследнице Walmart Нэнси Уолтон Лори, активисты только что устроили нежелательную покраску.
Акт на Ибице повторил слишком знакомую историю о сообразительных и бесстрашных группах протеста, бегающих вокруг зон безопасности аэропортов. В июне немецкая группировка Letze Generation («Последнее поколение») ворвалась на перрон аэропорта Зильт и покрасила зарегистрированный в Австрии Cessna Citation Mustang оранжевой краской. По словам источника в службе безопасности, близкого к инциденту, который поговорил с изданием AIN на условиях анонимности, страховщики сочли, что самолет можно списывать, столкнувшись с огромным счетом за ремонт, который, как сообщается, значительно превышает 1 миллион долларов.
В мае во время Каннского кинофестиваля французское отделение Extinction Rebellion использовало автомобиль с дистанционным управлением (естественно, электрический), чтобы заблокировать взлет частного самолета в аэропорту Канны-Манделье, выпуская зеленый дым в качестве помехи. «Слава богу, это была просто дымовая шашка», - сказала Александра Джеймс, менеджер по анализу в компании Osprey Flight Solutions, специализирующейся на безопасности. «Это был серьезный сбой в охране периметра аэропорта, и мы просто не извлекаем уроков из подобных инцидентов. Эти группы могут вызвать высокий уровень сбоев, а также наносят ущерб репутации отрасли для эксплуатантов самолетов и средств, которые они используют».
На той же неделе мая в аэропорту Женевы возникли новые проблемы на статической экспозиции ежегодной Европейской выставки деловой авиации (EBACE). Около 100 протестующих из нескольких экогрупп легко прорвались через контроль безопасности и приковали себя цепями или приклеились к воздушным судам, нанеся значительный ущерб как минимум одному выставленному самолету. Аэропорт был закрыт на час или больше, несколько рейсов были изменены, из-за чего при этом было потрачено еще больше ископаемого топлива.
Эта волна протестов против частной авиации началась в сентябре 2022 года, когда Signature Flight Support FBO в парижском аэропорту Ле Бурже было разрисовано граффити из баллончика. Затем, в ноябре, несколько групп атаковали лондонские аэропорты Фарнборо и Лутон во время конференции COP27 по изменению климата, а также объекты бизнес-авиации по всей Европе, в том числе в Германии, Италии и Нидерландах. По крайней мере, в случае с аэропортами Великобритании службам безопасности удалось удержать протестующих с правой стороны от входа в ППО, но в феврале 2023 года последовали новые протесты.
Разрушительные нападения с небольшими последствиями
Что общего у большинства этих нападений? Согласно исследованию AIN, похоже, что протестующие столкнулись с незначительными последствиями или вообще избежали наказания, будь то уголовное преследование или гражданские иски с целью компенсации причиненного ущерба.
Страховая компания, в которой застрахованы самолеты GlobeAir, возбудила судебный иск за повреждение одного из самолетов Cessna Citation Mustang C510 австрийского оператора во время акции протеста в аэропорту Амстердама Схипхол в ноябре прошлого года. «Мы можем потребовать компенсацию по нашему полису страхования ответственности авиакаско, и страховая компания потребует возмещения суммы от тех, кто причинил ущерб», - сообщил AIN основатель и генеральный директор GlobeAir Бернхард Фрагнер. «Судебный процесс продолжается. Это болезненный процесс. В конечном итоге, ущерб преднамеренно или непреднамеренно причинил протестующий Гринпис, но какова ответственность оператора аэропорта, FBO и властей?»
Голландская полиция арестовала около 400 членов «Гринпис» и «Восстание против вымирания», принявших участие в климатическом протесте в Схипхоле 5 ноября. Они прорвались через забор аэропорта и заблокировали 11 частных самолетов. Еще пяти самолетам, направлявшимся в аэропорт, в том числе медицинскому рейсу, пришлось изменить маршруты, а вертолет авиационной полиции не мог быть вызван.
Тем не менее, прокуратура Нидерландов решила привлечь к ответственности всего пять человек за незаконное проникновение в охраняемую зону аэропорта, что является преступлением согласно статье 62а Закона об авиации. Пятеро приковали себя цепями к шасси самолетов, в том числе к Cessna C510 компании GlobeAir и канадского C-130 Hercules, причинив «значительный ущерб», сообщила прокуратура.
Прокуратура решила условно прекратить дела двух подозреваемых, которые помогали товарищам по протесту перелезть через забор, мотивируя это тем, что «не выяснилось, что они [также] сознательно оказывали помощь лицам, приковавшим себя цепями к самолету». Около 210 протестующих не удалось опознать, и они остались безнаказанными. Остальные 176 человек, личности которых были идентифицированы, получили письмо-предупреждение от прокуратуры, в котором говорилось, что они не будут привлечены к уголовной ответственности, даже несмотря на то, что их поведение наказуемо, поскольку они гуляли и ездили на велосипеде в этом месте. «Прокуратура может предположить, что эти люди, возможно, не до конца осознавали риски», — заключили в ведомстве.
Эксперты по безопасности сходятся во мнении, что кажущаяся слабая реакция властей по всей Европе во многом является причиной того, что частная авиация продолжает оставаться легкой мишенью для экопротестов. Несмотря на то, что существуют законы, запрещающие вторжение в охраняемые зоны в аэропортах, реакция на их соблюдение, судя по всему, является безразличной. Для многих ситуация резко контрастирует с условиями обеспечения безопасности авиапассажиров в основных терминалах аэропорта, где попытка сесть на регулярный рейс может выглядеть как регистрация на поездку в Гуантанамо.
«Наказание просто не происходит, и в судах нет никаких последствий», - сказал AIN Эрик Схаутен, генеральный директор и основатель Dyami Security Services. «Судьи должны понимать, что это [нарушение безопасности аэропорта] отличается от сидячей акции протеста на шоссе с точки зрения права на протест».
Безопасность европейских аэропортов — это правовой лабиринт?
Защита периметра регулируется в аэропортах Европейского Союза правилами авиационной безопасности ЕС, которые предусматривают наличие физических препятствий, возможности патрулирования и наблюдения, которые определяются на основе местной оценки рисков, ориентированной на авиационную безопасность, утвержденной властями государств-членов. «Итак, у нас есть общая базовая линия ЕС», - сказал AIN Оливье Янковец, генеральный директор торговой ассоциации аэропортов ACI Europe. «В этой связи важно отметить, что экологическая активность не рассматривается как угроза авиационной безопасности и как таковая не подпадает под действие регулирования авиационной безопасности ЕС».
EASA со своей стороны отмечает, что оно «конечно» осведомлено об инцидентах, когда климатические активисты нарушают периметры аэропортов, но «это вопрос охраны (а не авиационной безопасности), и поэтому это не входит в компетенцию EASA, [даже несмотря на то, что] потенциально это может повлиять на безопасность полетов».
По данным агентства, правила и требования ЕС по обеспечению безопасности аэропортов EUR-Lex - tr0028 - EN - EUR-Lex, которые также применяются к Норвегии, Исландии, Лихтенштейну и Швейцарии, контролируются Комиссией ЕС (ЕК). Правила безопасности аэропортов ЕС, в частности Регламент безопасности ADR 139/201, широко известный как ADR EASA по управлению, сертификации и эксплуатации аэродромов, четко указывают, что человек должен быть обучен и иметь квалификацию, чтобы иметь доступ к ADR без сопровождения. «Очевидно, что протестующие не имеют права находиться на территории ADR и не имеют достаточной подготовки и квалификации», - заметил представитель EASA. «Уголовные или гражданские правонарушения, совершаемые при входе протестующих в охраняемую зону аэропорта или при повреждении самолета, наказываются национальными властями, и эти правила различны в разных странах».
Европейская ассоциация деловой авиации (EBAA) отметила, что ЕС, состоящий из 27 государств-членов, имеет «сложную» правовую и нормативную среду. «Существование различных правовых рамок и их различных интерпретаций в этих странах еще больше усложняет этот сценарий, поскольку каждое государство-член обладает национальной компетенцией по этим вопросам», - говорит EBAA.
Поскольку «зеленые» активисты, входящие в периметр аэропорта, не представляют угрозы авиационной безопасности и, таким образом, связанные с этим риски не должны снижаться правилами авиационной безопасности ЕС, в 2021 году ACI Europe решила разработать специальное руководство по защите периметра в отношении «зеленого активизма». Это руководство было доведено до сведения его членов, а также ЕК, ECAC и национальных авиационных властей.
EBAA и Ассоциация производителей авиации общего назначения (GAMA) работают над собственными рекомендациями.
Схоутен, бывший офицер голландской разведки, консультировал EBAA по вопросам безопасности выставки EBACE и предлагал поддержку отрасли. По его мнению, некоторые европейские политики раздувают пламя, карикатурно характеризуя авиатранспортную отрасль как козла отпущения за изменение климата, о чем свидетельствуют недавние меры в Нидерландах по резкому сокращению трафика в амстердамском аэропорту Схипхол.
Джейсон Хейворд, генеральный менеджер FBO компании Universal Aviation в лондонском аэропорту Станстед, придерживается аналогичной точки зрения, сетуя на юридические и политические трудности, с которыми сталкивается отрасль. «Посмотрите, такие группы, как Extinction Rebellion, имеют юридическую поддержку и могут проводить семинары [по тому, как обойти юридические последствия]», - прокомментировал он. «Многие из этих протестующих не имеют постоянной работы, и, похоже, это не повлияет на их жизнь. Получить пропуск в контролируемую зону действительно сложно, так почему же не применяются законы [предназначенные для защиты аэропортов]? Я надеюсь, что кто-то занимается гражданскими делами».
Однако Фрагнер из GlobeAir призывает к осторожности. «Для предотвращения этих незаконных действий должны быть приняты строгие правовые меры», - сказал он. «Нанесение ущерба чьей-либо собственности выходит за рамки закона, но мы должны попытаться успокоить ситуацию и не допустить ее эскалации. Реакция должна быть не просто реактивной, а проактивной. Нам, как отрасли, необходимо участвовать в диалоге с активистами по борьбе с изменением климата. Угрозы друг другу и подача судебных исков могут не способствовать созданию такой среды».
Фрагнер заявил, что отрасль должна бороться с первопричиной этих часто жестоких протестов, а не с симптомами. «Мы должны информировать этих молодых людей о шагах, предпринимаемых в направлении устойчивой авиации, о последствиях наличия судимостей и учить их тому, что есть и другие способы повышения осведомленности [помимо нарушения безопасности периметра аэропорта]», — сказал он.
Характер протестов все более ясно показывает, что проблемы изменения климата не являются единственным вопросом в повестке дня протестующих. «Целью являются не только владельцы самолетов», - подчеркнул Схоутен. «Любой, кто тратит много денег, является мишенью, и именно поэтому протесты были организованы в дорогих ночных клубах, супер-яхтах, музеях, Формуле-1 и полях для гольфа. Экологические протесты привлекают больше людей к движению против богатых, а фотографии в Инстаграме [с якобы чрезмерным потреблением] не способствуют распространению информации [о частной авиации]».
Фагнер также считает, что протесты против бизнес-авиации связаны не только с изменением климата. «Это сложный вопрос, богатство уходит, и молодое поколение ощущает, что благосостояние среднего и низшего класса снижается, особенно в Европе».
Хейворд, возглавляющий комитет FBO Британской ассоциации деловой авиации и АОН, смотрит на это точно так же. «В том, что произошло, определенно присутствует элемент классовой войны: они отказываются видеть ценность инвестиций деловых людей [в места, куда они летают] или использование самолетов для оказания неотложной медицинской помощи», - прокомментировал он. «BBGA занимается этой проблемой, потому что она находится на первом месте в нашем списке проблем, и нам нужна помощь правительства в получении правильных сообщений [чтобы противостоять неправильным представлениям о частной авиации]».
Протестующие облили краской самолет Citation в аэропорту Зильт в Германии
Адекватна ли реакция отрасли на угрозу?
Кто-то может сказать, что отрасль деловой авиации – пострадавшая, преследуемая сторона – проявляет странную сдержанность в реагировании на нападения, которым она подверглась. Издание AIN потратило несколько недель, безуспешно пытаясь убедить эксплуатантов самолетов и поставщиков услуг рассказать о проблемах, с которыми они сталкиваются.
Это не удивляет Эрика Схоутена из Dyami, который заметил тенденцию компаний и частных лиц опускать голову и надеяться, что проблема исчезнет. «Многие предпочли держать рот на замке, но мы также наблюдаем некоторое внутреннее давление, например, когда дети богатых владельцев самолетов говорят, что они не должны летать, и это может привести к тому, что некоторые из них будут меньше пользоваться частными самолетами», - прокомментировал он.
В то же время он заметил нежелание предпринимать решительные действия по повышению безопасности. «Некоторые говорят, что у них нет денег, а безопасность всегда находилась на нижнем уровне инвестиционных приоритетов», - сказал Схоутен. «Отрасль смотрит на власти и аэропорты и ожидает от них каких-то действий, но они [эксплуатанты и владельцы самолетов] не хотят инвестировать в свою собственную безопасность, получая оперативные сводки и тренинг; они все смотрят на правительство, но ничего особенного не происходит».
Команда Эрика Схоутена проводит оценку рисков для операторов, но, поскольку протесты распространились по всей Европе, практически каждый аэропорт находится в зоне потенциальной угрозы. Сейчас Dyami предлагает дополнительное обучение, чтобы помочь экипажам деловых самолетов справляться с инцидентами. Постоянный совет – не вмешиваться в противостояние протестующим, поскольку конфронтация – это именно то, чего они хотят.
В некоторых случаях может помочь размещение более заметной охраны вокруг самолетов, но похоже, что в большинстве случаев протестующие нацеливаются на самолеты случайным образом, стремясь повредить тот самолет, к которому они легче всего могут получить доступ, прорезав ограждения по периметру аэропорта или пройдя через входные ворота.
Medaire, еще одна компания, оказывающей поддержку отрасли деловой авиации, советует клиентам парковать самолеты как можно дальше от ограждений по периметру и как можно ближе к зданию, где есть наземная поддержка или сотрудники службы безопасности. Компания подчеркивает необходимость сделать безопасность пассажиров и экипажа первостепенной задачей, настойчиво рекомендуя не предпринимать никаких попыток противостоять протестующим, и уж тем более не физическим способом.
По словам Фагнера, отрасль была застигнута врасплох интенсивностью климатической активности против частной авиации. «Отрасль была не готова», - сказал он. «Может быть были сигналы, может быть мы проигнорировали эти сигналы. Сейчас мы находимся в фазе реагирования, мы [вся экосистема бизнес-авиации] учимся, как с этим бороться».
Волна протестов вышла за пределы Европы
Хотя большая часть недавних протестов произошла в Европе, где изменение климата, вероятно, является одной из двух главных политических проблем, отрасль деловой авиации, похоже, не питает иллюзий по поводу того, что риски ограничиваются этим континентом. Протесты прошли в США, например, в Ист-Хэмптоне на Лонг-Айленде в Нью-Йорке, у здания Atlantic Aviation FBO в Конкорде, штат Массачусетс, а совсем недавно в августе на мероприятии Burning Man. В целом они не были столь разрушительными, как некоторые действия, наблюдавшиеся в Европе.
Некоторые аэропорты Австралии и Новой Зеландии также посетили экологические группы. Но в других частях Азиатско-Тихоокеанского региона публичные протесты практически едва ли допустимы, что, вероятно, объясняет, почему бизнес-авиация там не подвергается никаким помехам.
Главный операционный директор NBAA Крис Рошело, ранее занимавший руководящие должности в FAA и Управлении транспортной безопасности, заявил, что отраслевая группа хочет вести открытый диалог с теми, кто разделяет заинтересованность в сокращении выбросов углекислого газа. Однако он выразил обеспокоенность тем, что некоторые стороны сейчас неправильно понимают или даже искажают позицию отрасли и, похоже, мало заинтересованы в сбалансированном разговоре.
«К сожалению, экстремизм начал заражать благие намерения поднять эти проблемы. Здесь есть место для вдумчивых дебатов и даже мирных законных демонстраций. Это не следует путать или смешивать с действиями, которые приравниваются к экотерроризму, который угрожает безопасности самолетов, людей и инфраструктуры в аэропортах», - сказал он AIN.
«Наша отрасль стала родоначальником легких композитов, законцовок крыла, спутниковой авионики и других технологий сокращения выбросов углекислого газа», - продолжил Рошельо. «Чтобы сократить выбросы на земле, мы обычно используем руление с одним двигателем и тягачи с электроприводом. В полете мы используем все более экономичные двигатели, а также высоту, настройки мощности и заходы на посадку с низким уровнем выбросов. В результате в некоторых случаях новые самолеты могут быть на 30% более эффективными, чем те, которые они заменяют».
Помимо злобы и страха, вызванных протестами против отрасли, существует вполне реальная перспектива того, что они еще больше усугубят ценовое давление, с которым сталкивается деловая авиация. Все эксперты по безопасности, опрошенные AIN, заявили, что они ожидают, что страховые премии на самолеты и другие объекты будут завышены, поскольку страховщики будут бороться с последствиями того, что следует рассматривать как новые и трудно поддающиеся смягчению риски.
Источник: AIN