Компания Send Solutions разработала надстройку к своей спутниковой системе связи Airtext+ Iridium, которая может не только выявлять и сообщать о помехах или спуфинге GPS, но также помогает пилотам оставаться на правильном курсе, когда такие инциденты приводят к неверным навигационным данным.
В дополнение к антеннам Airtext+ и Iridium для системы Send Spoof Proof требуется сигнализатор, который либо находится на борту в качестве временного оборудования, либо установлен в кабине экипажа. По данным Send Solutions, «это первый независимый продукт для защиты от спуфинга, вышедший на рынок».
Во время спуфинговой атаки на самолет, оборудованный приемниками глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) (которые могут включать американскую GPS, европейскую Galileo, российскую Glonass, китайскую BeiDou, индийскую Navic и японскую QZSS), неверные сигналы GNSS заставляют навигационную систему самолета показывать положение, которое может отклоняться от истинного положения на сотни миль. «Появившиеся ошибки влияют на множество авиационных навигационных систем и могут привести к сбою оборудования безопасности», - утверждают в Send Solutions. Помехи подавляют слабые сигналы GNSS и делают GPS и другие приемники GNSS неспособными предоставлять информацию о местоположении.
«Это не только Ближний Восток», - сказал основатель и генеральный директор Send Solutions Дэвид Грей. «Вся территория Южно-Китайского моря уязвима, и многое происходит в Африке, на Украине и в России». Он опасается, что в худшем случае самолет, обманутый с помощью спуфинга, может заблудиться в ограниченном или опасном воздушном пространстве и быть вынужден приземлиться. «Что, если какому-то важному генеральному директору или известному человеку, придется приземлиться в чужом воздушном пространстве? Мир сошел бы с ума».
Контролируя как минимум три спутниковые системы GNSS и метки системы управления полетом (FMS) Arinc 429, система Airtext+ может сравнивать положение FMS самолета с заведомо надежным положением и быстро обнаруживать помехи и спуфинг, а затем уведомить экипаж через сигнализатор о сомнительном навигационном статусе. «Как только мы достигаем заданного отклонения, мы уведомляем пилотов, что что-то происходит», - сказал Грей.
В то же время Airtext+ отправляет текстовое сообщение или электронное письмо в службу управления воздушным движением и назначенным организациям, например, диспетчерам компании, чтобы уведомить об искаженной информации о местоположении. Наконец, Airtext+ использует последнюю известную квалифицированную позицию для обеспечения координат счисления пути с высоким разрешением, которую пилоты могут ввести в FMS для облегчения продолжения навигации. Преимущество использования Iridium для обеспечения хорошего навигационного решения заключается в том, что его сигналы «в тысячу раз мощнее, чем сигналы GPS».
«В наших нынешних навигационных системах есть огромная уязвимость», - сказал Грей. «Планы США и Европы по выводу из эксплуатации VOR [наземный азимутальный радиомаяк] недальновидны, поскольку они слишком сильно полагаются на GNSS и ее уязвимости. Наземные VOR и DME [дальномерный радиомаяк] обеспечивают надежное и точное дублирование в случае глушения и спуфинга, но только если эти станции находятся в радиусе действия. Вот почему DME-DME и VOR-DME не работают. FMS просматривает свою библиотеку в поисках подходящего DME и ничего не находит. Нам нужен этот независимый источник [навигационной информации]».
При возникновении помех или спуфинга Грей рекомендует немедленно переключить автопилот в режим определения курса, затем отменить выбор GNSS из FMS, выйти из гибридного режима навигации и перейти непосредственно к инерциальной навигационной/справочной системе. Если самолет оснащен системой Airtext+, ее сигнализатор сначала будет мигать, привлекая внимание экипажа, а затем будет гореть постоянно, пока событие не закончится.
Airtext+ также может отображать движущуюся карту на умных устройствах экипажа. Экипаж может использовать эту карту, чтобы увидеть положение самолета и сравнить траекторию счисления с траекторией, рассчитанной FMS, а также использовать положение на картах для поиска местоположений станций VOR и DME. «В этом ценность того, чтобы видеть, где вы находитесь на карте», - сказал Грей. «И это работает в любой точке мира».
Send Solutions тестирует технологию защиты от спуфинга Airtext+ с января и планирует выпустить ее в апреле. Летные испытания проводились на самолетах Falcon 900, Citation X и Learjet 60. Airtext+ может взаимодействовать с FMS от Collins, Garmin, Honeywell и Universal Avionics. Его прейскурантная цена составляет $18500 плюс еще $3000 долларов за функцию защиты от спуфинга, и в ее функции входят голосовые вызовы по всему миру, электронная почта, текстовые сообщения и движущиеся карты.