Возгорание литий-ионных аккумуляторов – реальная угроза для авиации общего назначения

Будем честны, большинство из нас просто бросают свои внешние аккумуляторы, планшеты и зарядные устройства в сумки для перелетов, оставляя их в стороне. Это ведь всего лишь оборудование, верно? Но дело в том, что литий-ионные батареи, какими бы удобными они ни были, могут в мгновение ока стать источником огня. А в авиации общего назначения, с небольшим экипажем и меньшими ресурсами, это действительно очень важно.

Эти пожары больше не редкость. Они случаются все чаще. Помните рейс Air Busan в 2024 году? У одного из пассажиров во время посадки загорелся пауэрбанк. Салон заполнился дымом, пассажиры запаниковали, а экипаж бросился тушить пламя. Устройство хранилось в рюкзаке на верхней полке — никто не видел, как оно загорелось. И хотя все благополучно эвакуировались, этого было достаточно, чтобы спровоцировать в Азии новый толчок к ужесточению правил перевозки литиевых батарей.

Литиевая батарея, испытывающая тепловой разгон, не просто горячая – она катастрофически горячая. Она выделяет токсичный дым, может взорваться под давлением и даже снова загореться после того, как погаснет. А теперь представьте, что вам придется иметь дело с этим в тесной кабине, где на борту находится, возможно, еще один человек. Нехорошая ситуация. Один пилот бизнес-авиации недавно сообщил о том, что испугался на транстихоокеанском рейсе, когда в крейсерском полете перегрелся планшет. К счастью, они взяли с собой на борт противопожарный пакет. Это спасло положение – но только потому, что у кого-то хватило здравого смысла положить его в комплект для полета.

Регуляторы наступают

В Азии Китай и Таиланд ужесточили меры. Если вы имеете с собой внешний аккумулятор емкостью более 100 ватт-часов – около 27000 мАч, – вам грозят неприятности. Его могут конфисковать на пунктах досмотра, а если это жизненно важное устройство, все ваше путешествие может оказаться под угрозой еще до того, как вы доберетесь до самолета. В некоторых аэропортах сотрудникам пришлось отказаться от дорогостоящего оборудования или искать замену, чтобы просто чтобы продолжить свою работу.

И это не только проблема пассажиров. Экипажи бизнес-авиации также перевозят много оборудования: EFB, спутниковые телефоны, запасные батареи. Все это легкая добыча для дополнительного досмотра. В таких местах, как Бангкок и Шанхай, службы безопасности известны тем, что конфискуют несоответствующие требованиям батареи на месте. Никакого предупреждения, никакой возможности проверить их. У операторов были задержки рейсов или даже их отмена из-за чего-то столь простого, как немаркированный внешний аккумулятор.

«Белое пятно» АОН

Авиация общего назначения не замечает тех тонкостей, которые авиакомпании вдалбливают своим летным экипажам. Обучение, оборудование, аварийные процедуры – все стало обыденно. Это не плохо, это просто реальность. Но с литий-ионными аккумуляторами наша экосистема должна измениться.

Посмотрите, что у вас в кабине: планшет, Bluetooth гарнитура, может быть, телефон, заряжающийся в держателе. Все они работают на литиевых элементах. Все они – источники пожара, который только и ждет, когда они станут слишком горячими, слишком холодными, слишком раздавленными или просто решат выйти из строя. Был инцидент в Сингапуре, когда персональное GPS-устройство пилота начало дымиться во время предполетной подготовки. Оно даже не было включено — оно просто лежало там на жаре. К счастью, это было обнаружено, и его удалили перед взлетом. Пожара не произошло. Но могло быть гораздо хуже.

Пришло время стать реалистом

Речь идет не о запоминании правил или создании большего количества документов. Речь идет о готовности и практичности. Понять, как выглядит вздутая батарея. Понять, как распознать ранний нагрев или этот особый запах. Не думайте, что вашего маленького красного огнетушителя достаточно – это не так. Когда литиевая батарея загорается, она не может просто так взять и сгореть. Вам нужен план.

Носите с собой необходимое оборудование. Противопожарные пакеты. Термоперчатки. То, что даст вам проблеск надежды, если устройство загорится на высоте 40000 футов. Приобретите галоновые или литиевые огнетушители. Сделайте это политикой. Один из гонконгских авиаперевозчиков теперь требует, чтобы каждый экипаж имел на борту огнестойкий чехол для аккумуляторов, без исключений. После введения этого правила им уже пришлось использовать его дважды.

Если вы едете за границу, особенно в Азию, проведите свое исследование. Изучите правила до прибытия. Немаркированную батарею можно выбросить. Слишком большую могут задержать. Сдаваемый багаж с батареями? Ни в коем случае. Это не для удобства, а для безопасности.

Не игнорируйте и инструктажи. Убедитесь, что ваш экипаж понимает, где находятся аккумуляторы, что каждый человек делает в случае чрезвычайной ситуации и как быстро реагировать. Импровизация в стрессовых ситуациях – это катастрофическая стратегия. Пилотам и пассажирам нужно напомнить, что этим пожарам не нужно много времени, они вспыхивают мгновенно.

Мы не можем продолжать игнорировать это

Уже слишком много было таких случаев. Следующий может оказаться не таким удачным. Эти устройства – реальность современных полетов, в этом нет сомнений. Но они влекут за собой риск, и этим риском нужно управлять. Независимо от того, управляете ли вы G650 или поршневым одномоторным самолетом, опасность одинакова.

Авиация общего назначения должна отнестись к этому серьезно. Приобретайте оборудование. Пройдите обучение. Говорите об этом. Сделайте это привычкой. Это не нормативный вопрос – это вопрос личной и эксплуатационной безопасности. Достаточно одной искры, и она будет иметь решающее значение.

Мы все зависим от наших устройств. Будем надеяться, что не они станут причиной прекращения полета.

Кевин Сингх, основатель и президент Icarus Jet