Спустя 18 лет компания Lufthansa Technik (LHT) наконец-то завершает один из самых амбициозных проектов по техническому обслуживанию самолётов в своей истории. В середине 2000-х годов фонд исторических полётов Deutsche Lufthansa Berlin-Stiftung (DLBS), входящий в состав Lufthansa Group, принял решение пополнить свой парк музейных летающих экспонатов самолётом Lockheed 1649A Super Star.
L1649A, став последним представителем успешного семейства четырёхмоторных Constellation и ознаменовав конец эпохи поршневых пассажирских авиалайнеров, присоединился к флоту Lufthansa в 1957 году, выполняя беспосадочные трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Гамбургом. Четыре самолёта (из 44 построенных) эксплуатировались до тех пор, пока в середине 1960-х годов их не заменил Boeing 707. «Super Star» стал свидетелем открытия сервиса первого класса «Senator» авиакомпании. Шеф-повар на борту обслуживал 32 пассажира, которые выдерживали почти 15-часовой перелёт, удобно расположившись на спальных местах и ??практически раскладывающихся креслах.
После окончательного вывода самолётов из эксплуатации частный коллекционер из штата Мэн приобрел три из сохранившихся лайнера. Два из них он перевез в муниципальный аэропорт Оберн/Льюистон (KLEW), а третий, во Флориде, так и не смог отремонтировать настолько, чтобы перелететь на север. DLBS приобрела три планера, более дюжины мощных турбокомпаундных звездообразных двигателей R-3350 Wright и множество запасных частей, чтобы довести один экземпляр до лётного состояния.
В городе Оберн, штат Мэн, был построен ангар для команды LHT, чтобы они могли работать над самолётом, выбранным для реставрации и приведения его в лётное состояние. Что касается двух других самолётов, один находится в коллекции Fantasy of Flight в Полк-Сити, штат Флорида, а другой служит открытым коктейль-баром в отеле TWA в международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке.
«Как вы можете себе представить, самолёт был в очень плохом состоянии после столь длительного периода эксплуатации», — сказал Оливер Штурм, участвующий в программе с 2008 года и возглавляющий проект реставрации. «Полагаю, последний раз он летал в конце 1980-х годов. Он хранился в штате Мэн, а на Восточном побережье часто идут дожди и снегопады. В итоге состояние было настолько плохим, что нам пришлось заменить почти всю обшивку на самолёте, так что конструкция совершенно новая, можно сказать, с нулевым налётом».
Работы выполняла небольшая группа преданных своему делу техников LHT, к которым присоединились пенсионеры и стажёры. Это продолжалось десять лет, даже несмотря на случайный сброс пены для тушения в ангаре, который испортил кипы документов и тома документов. Хотя это отбросило проект на несколько месяцев, во время сброса пены в ангаре находилась только структурная часть самолёта, а все компоненты, к счастью, были упакованы в ящики на ближайшем складе.
К 2018 году компания столкнулась с необходимостью подсчитать, сколько времени потребуется для повторной сертификации самолёта, и, по оценкам, проект затянулся бы ещё на пять лет при тогдашнем темпе работ. Но летом того же года трагическая катастрофа исторического самолёта другого оператора — трёхмоторного Ju-52 во время обзорной экскурсии в Швейцарских Альпах, унесшая 20 жизней, — заставила европейские власти ввести более строгий контроль за полётами исторических самолётов. Это стало последней каплей и руководство Lufthansa решило отказаться от планов возвращения Super Star в лётное состояние, решив вместо этого подготовить его к статической экспозиции в честь 100-летнего юбилея бренда в 2026 году.
В начале 2019 года после очередной суровой зимы в штате Мэн самолёт, разобранный на четыре большие части вместе с более чем 300 ящиками деталей и компонентов, был загружен на грузовики с безбортовой платформой и доставлен в соседний Портленд, штат Мэн. После того, как его перегрузили на грузовое судно и отправили в Бремен, Германия. Планер был помещён на хранение до 2023 года, когда он прибыл на объект LHT в Гамбурге для возобновления программы реставрации.
Подготовка L1649 к экспозиции, а не к полётам, значительно облегчила задачу реставраторов. «Главное отличие в том, что не нужно соблюдать никакие правила, не нужны инженерные решения, не нужна документация и так далее», — рассказал Штурм агентству AIN. «Это значительно упрощает дальнейшую работу».
Однако это не значит, что работа будет выполнена с меньшей самоотдачей или вниманием к деталям. «Поскольку мы все инженеры и механики, мы выполняем работу так, как будто в конечном итоге это будет готовый к полёту самолёт», — добавил он. Среди сюрпризов, с которыми столкнулся Штурм в ходе проекта, было осознание того, что каждое крыло самолёта крепилось к фюзеляжу всего восемью большими болтами.
В конце второго квартала 2025 года собранный Super Star выкатили из ангара в Гамбурге, где его встретило более 2000 ликующих сотрудников компании и гостей. «У меня от этого мурашки по коже», — сказал Штурм. «Если вы когда-нибудь хотели увидеть взрослых парней со слезами на глазах, то это был именно тот момент».
Самолёт был вновь разобран и перевезён на грузовиках в аэропорт Мюнстер/Оснабрюк, где четырём узлам была придана винтажная «параболическая» схема окраски Lufthansa, которую самолёт носил в 1950-х и 1960-х годах. Работы выполнила компания Altitude Paint Services, а гамбургский производитель Mankiewicz бесплатно предоставил около 500 литров специальной краски.
Всё ещё находясь в разобранном виде, Constellation был перевезён во Франкфурт, где он и будет находиться. После окончательной сборки он станет центральным экспонатом нового конференц-центра для посетителей, строящегося в штаб-квартире Lufthansa Group, наряду с Ju-52 1930-х годов.
Хотя правила требуют, чтобы перед экспозицией из L1649A полностью слили все жидкости, Штурм заявил, что это будет практически единственной уступкой с точки зрения функциональности. «Если кто-то зайдёт в новый центр для посетителей и посмотрит на самолёт, у него должно сложиться впечатление, что он готов к полётам», — пояснил он. «Если вы посмотрите на шасси, то увидите, что каждый шланг, каждая трубка, каждый кабель установлены».
Такой же уровень детализации относится и к кабине пилотов. Поскольку самолёт больше не будет летать и не требовал установки современной авионики для соответствия нормативным требованиям, передняя часть будет отражать технологии 1950-х годов. Что касается салона, LHT предпочитает не раскрывать его до официальной презентации Super Star в следующем году, которая состоится в честь столетнего юбилея, отметив лишь, что на камбузе будет установлена ??работающая кофеварка 1950-х годов.