Какие чувства вызывает у нас этот образ? Восхищение - да. Уважение – несомненно. Возможно, в наше время – время исповедуемого равноправия и безграничных возможностей – женщиной за штурвалом самолета уже никого не удивишь. Тем не менее, интерес к этой теме наблюдается не меньший, чем всегда.
Ни для кого не секрет, что профессия стюардессы издавна являлась прерогативой прекрасной половины человечества. Более того, известно также, что многие заказчики VIP-чартеров предпочитают, чтобы их рейсы сопровождали исключительно любимицы, – настолько сильно завладевают «небесные волшебницы» сердцами своих клиентов.
Однако, учитывая все вышесказанное, было бы ошибочно считать, что должность борт-проводницы – единственная возможная роль женщины в сфере авиации вообще и в бизнес-авиации в частности. Существует статистика, согласно которой женщины все чаще пользуются услугами деловой авиации, равно как и занимают руководящие посты в авиационных компаниях. Национальная ассоциация бизнес-авиации США (NBAA) отмечает, что 75% всех бизнес-джетов находятся в управлении небольших или средних компаний. Примечательно, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция – эти компании возглавляют женщины. А в Южной Африке существует компания, основанная и возглавляемая афро-американками. SRS Aviation выполняет чартерные рейсы на турбовинтовых самолетах и вертолетах.
Но и это еще не предел возможностей, которыми в полной мере спешат воспользоваться современные женщины. Так, например, разрушая все привычные стереотипы две курсантки из компании Etihad Airways, Салма Мехаммед Аль-Балуши и Айша Хасан Салим Аль-Мансури, получили международное признание, попав в английскую книгу «100 величайших женщин в авиации». Айша и Салма стали почетными гостями на презентации книги, выход которой отметил столетие с того дня, когда женщина впервые поднялась в небо. «Упоминание моего имени в этом издании – большая честь для меня. Поступление на работу в компанию Etihad Airways в качестве одной из первых женщин-курсанток я расцениваю как большое достижение, не говоря уже о получении всемирного признания», – делится своими впечатлениями Салма. «Моя сестра – пилот вооруженных сил ОАЭ, поэтому тема женщин в авиации всегда играла важную роль в моей жизни, – рассказывает Айша, – то, что мое имя попало в книгу, вдохновляет меня, и я с нетерпением жду, когда начну летать под флагом Etihad Airways по всему миру».
Специализированные учебные центры, различные Интернет-ресурсы, тематические издания – все это является свидетельством того, что в мире созданы условия, благоприятствующие обучению и карьерному росту женщин-пилотов. «Контакты, накопленные за время прохождения стипендиальной программы от Организации «Женщины в корпоративной авиации» (WCA), бесценны как в плане профессионального, так и личностного развития, – рассказывает Стейси Котрла, пилот Falcon 2000, – мои друзья – это также и мои наставники, всегда готовые поделиться своим богатым опытом; поддерживая меня со студенческой скамьи, именно они помогли мне достичь таких высот».
Управлять воздушным судном могут не только профессиональные «пилотессы», но также и те, кто может себе позволить это весьма дорогое удовольствие, например, звезды шоу-бизнеса. Так, прекрасная Анджелина Джоли всего за несколько месяцев обучилась этому мастерству в Великобритании и летом 2004 года получила лицензию. Своей страстью к небу Энджи заразила и своего мужа, Брэда Питта. В начале 2006 года Джоли купила свой первый поршневой самолет Cirrus SR22 и уже неоднократно «прокатила» на нем Брэда и своих детей. Анджелина налетала всего 90 часов, особых заслуг у нее пока нет, но чуть позже актриса планирует на собственном самолете летать в страны третьего мира с гуманитарной помощью. Русские девушки не уступают голливудским звездам. Наташа Ионова, известная под псевдонимом Глюкоза, еще в детстве мечтала поступить в авиационное училище и стать летчиком. Не случайно в возрасте 18-ти лет она решила научиться управлять вертолетом. На вертолете «Еврокоптер» она научилась не только самостоятельно летать, но и делать несложные трюки. Собственного вертолета, как и самолета, у певицы нет. В 2004 году друзья Глюкозы преподнесли ей необычный подарок: 40 минут певица летала в качестве второго пилота на реактивном самолете L-29. Но это не предел ее мечтаний, Наташа мечтает полетать на сверхзвуковом истребителе.
Даже несмотря на типично женские ошибки – известен случай, когда женщина-пилот турецкой чартерной авиакомпании перепутала аэродромы и вместо аэродрома в Познани посадила самолет на польскую военную авиабазу Кжесины – мы всегда будем с замиранием сердца слушать истории о женщинах, покоривших небо.