Почувствовать себя авиаконструктором и собрать собственными руками самолет — не такая уж экзотика, как может показаться на первый взгляд. Сегодня экспериментальная авиация занимает свою особую нишу в авиамире и пользуется большой популярностью.
Почувствовать себя авиаконструктором и собрать собственными руками самолет — не такая уж экзотика, как может показаться на первый взгляд. Сегодня экспериментальная авиация занимает свою особую нишу в авиамире и пользуется большой популярностью.
Конструктор для взрослых
Речь идет о постройке летательного аппарата – самолета, планера, вертолета и т.п. из так называемого кита (от английского kit – комплект) – набора частей летательного аппарата в коробке. Такие комплекты выпускают в основном зарубежные фирмы, специализирующиеся в области частной любительской авиации. Это не гаражи самодельщиков, а серьезные компании, имеющие собственные конструкторские бюро и специальную производственную базу. Количество построенных такими компаниями летательных аппаратов вполне сравнимо с объемами производителей коммерческих самолетов. А зачастую заказчиками производителей экспериментальных самолетов выступают не только любители, но и серьезные правительственные и частные организации.
Стоимость китов определяется, как правило, типом выбранного летательного аппарата: от нескольких тысяч долларов за комплект для постройки простого тихоходного двухместного самолета типа Piper Cub до пятидесяти и более тысяч долларов за комплекты для постройки таких высокотехнологичных и скоростных самолетов, как RV. Еще около 40% стоимости кита стоит его доставка и "растаможка". Кроме того, в киты обычно не входят авиационные двигатели, цены на которые начинаются от $15 тысяч.
Таким образом, заказав кит самолета у авторитетной западной компании, пилот-любитель получает, пусть и в разобранном и недооснащенном виде, спроектированную профессионалами машину определенного типа с заранее известными качествами.
"Авторитетов" же по изготовлению кит-наборов на рынке достаточно много. Мы остановимся на тех, которые на наш взгляд, производят наиболее популярные модели самолетов.
Zenith Aircraft
Как правило, подавляющее большинство таких фирм базируется в Северной Америке. Ничего удивительного – это самая "летающая" часть света. Zenith Aircraft Company – одна из таких компаний. Она специализируется в конструировании, разработке и производстве наборов для сборки самолетов.
Эта независимая частная компания, зарегистрированная в 1992 году, располагается в городе Мексико, штат Миссури, США и занимает 20 тысяч квадратных футов производственных площадей на территории аэропорта Мексико. Компания обладает эксклюзивными правами на производство и продажу наборов для сборки самолетов марки Zenair.
Самолеты фирмы Zenith можно рекомендовать для первоначальной сборки и обучения полетам. Соотношение цена–качество у них можно считать практически идеальным. Они очень просты как для сборки, так и для полетов. До настоящего времени на фирме разработано почти 20 моделей самолетов. Однако наиболее популярными и продаваемыми являются четыре модели – это CH-701, CH-801, Zodiac XL, Zodiac 640.
Van's Aircraft
А вот компания Van's Aircraft, Inc., также расквартированная в США, является ведущим производителем самолетов экспериментальной авиации с 1973 года. Заглавные буквы "RV" обычно обозначают Recreational Vehicle (развлекательное транспортное средство), и, может быть, поэтому они включены в названия ее самолетов RV-3, RV-4, RV-6, RV-7, RV-9, но они так же являются и инициалами конструктора и основателя фирмы Van's Aircraft – Ричарда Ван Грансвена.
Скорость и надежность являются отличительными особенностями самолетов RV. Алюминиевая конструкция самолета, собранного на потайных заклепках, обеспечивает абсолютную гладкость аэродинамических поверхностей самолета, что, в свою очередь, в сочетании с мощными надежными авиационными двигателями, гарантирует высочайшие скоростные характеристики. Крейсерская скорость самолетов составляет, в среднем 300 км/ч, дальность – до 1700 км. Срок эксплуатации – более 50 лет.
Наряду с техническими и эксплуатационными характеристиками особое внимание при проектировании самолетов RV уделяется комфорту. Салоны рассчитаны на свободное размещение пилотов ростом до 196–200 см. Шарообразное остекление фонаря обеспечивает неразделенный обзор в полете. Еще одной особенностью самолетов RV является их универсальность. Они подходят как для ежедневного использования, так и для полетов на большие расстояния, они одинаково хороши для обучения пилотов в аэроклубах и для личного применения, для пилотажа и для путешествий.
Murphy Aircraft
По соседству со Штатами находится основанная в 1985 году компания Murphy Aircraft, занимающая 50 тысяч квадратных футов производственных площадей в канадском городе Чилливак (Британская Колумбия). Это стабильно развивающаяся в области проектирования самолетов, продаж и подготовки персонала компания. Она изготавливает кит-наборы для сборки пяти основных своих моделей.
Elite, Maverick, Rebel – это три классических цельнометаллических высокоплана. Все – двухместные, с размещением пилотов рядом друг с другом. Отличаются они различными двигателями и максимальной полезной нагрузкой. На самолетах, кроме обычного колесного шасси, могут устанавливаться лыжи и поплавки.
Yukon – четырехместный самолет с большим багажным отделением и довольно экономичным двигателем Lycoming O-360. Так же, как и на предыдущих моделях, могут устанавливаться лыжное и поплавковое шасси.
И, наконец, Moose – 4- или 6-местный самолет с двигателем мощностью до 360 л.с. Очень интересно, что в качестве одного из вариантов двигателей на нем устанавливается российский М-14П. Сейчас его производство заново возобновлено в Венгрии. Этот двигатель
считается основным на этой модели.
Jabiru Aircraft
Собственные двигатели и самолеты на Зеленом континенте выпускает и компания Jabiru Aircraft Pty. Ltd. Это небольшое предприятие расположено в городе Бундаберг, штат Квинсленд, Австралия.
Самолеты Jabiru пользуются большой популярностью в Европе, США, Канаде, Норвегии, ЮАР и многих других странах. Большой спрос на них говорит о том, что их цена невысока и они могут эксплуатироваться в различных климатических условиях. К примеру, в Канаде уже летает около 30 самолетов Jabiru различной модификации, а в Англии – больше 70.
Внешний вид и дизайн этих самолетов отвечает современным представлениям о красоте и комфорте, а цена не превышает стоимости хорошего иностранного автомобиля. Кабина удобная и рассчитана на двух или четырех человек. Все самолеты, произведенные компанией Jabiru Aircraft, сделаны из композиционных материалов, имеют малый вес, высокую прочность, долговечность и отличные летные характеристики. Самолеты предназначены для авиатуризма, патрулирования лесных массивов, обследования ЛЭП и трубопроводов, деловых полетов в соседние регионы. На них также можно установить поплавки или лыжи, а комфортабельность и простота в управлении позволяет совершать перелеты на дальние расстояния (до 1300 км) с одной заправкой без посадки.
В заключение хотелось бы обратить внимание на один очень важный нюанс. Все вышеперечисленные компании занимаются производством экспериментальной авиации. Поэтому, купив у них кит-набор, достаточно получить сертификат летной годности на собранный самолет и зарегистрировать его как единичный экземпляр воздушного судна – ЕЭВС. В таком случае считается, что самолет несерийный, самоделка, и получить разрешение на полеты на нем гораздо проще.
Дмитрий Гнатенко