Чудеса Якутии и загадки аэронавигации

В октябрьском номере «ВИ» были опубликованы путевые заметки пилота-любителя Сергея Ананова о рекордном скоростном перелете на Robinson R-22 из Москвы в Якутск. В продолжение этой темы – рассказ об участии этого вертолета в поисковой экспедиции «Олгуйдах» с комментарием пилота. Тему экспедиции можно считать сенсационной для любителей таинственных артефактов. Но, как это обычно бывает, необъяснимостью сопровождалась ежедневная реальность, дающая фору любой мифологии.

В октябрьском номере «ВИ» были опубликованы путевые заметки пилота-любителя Сергея Ананова о рекордном скоростном перелете на Robinson R-22 из Москвы в Якутск. В продолжение этой темы – рассказ об участии этого вертолета в поисковой экспедиции «Олгуйдах» с комментарием пилота. Тему экспедиции можно считать сенсационной для любителей таинственных артефактов. Но, как это обычно бывает, необъяснимостью сопровождалась ежедневная реальность, дающая фору любой мифологии.

Якутское чудо

На северо-западе Якутии, в районе Верхнего Вилюя, находится труднопроходимая местность со следами грандиозных геологических катаклизмов. По свидетельствам охотников, здесь разбросаны непонятные металлические объекты, формой напоминающие перевернутые котлы по 5–10 м в диаметре.

В XIX веке известный исследователь Вилюя Р. Маак отмечал в путевых записях: «В Сунтаре мне рассказали, что на Верхнем Вилюе есть речка Алгый Тимирбить (в переводе означает «большой котел утонул»), впадающая в Вилюй. Недалеко от ее берега, в лесу, находится гигантский котел, сделанный из меди. Величина его неизвестна, так как над землей виден только край, но в нем растет несколько деревьев...» (1853 г.). Об этом же пишет исследователь древних культур Якутии Н.Д. Архипов: «…Среди населения бассейна реки Вилюй издревле бытует предание о наличии в верховьях этой реки громадных размеров бронзовых котлов – олгуёв. Предание это заслуживает внимания, так как к этим предполагаемым районам местонахождения мифических котлов приурочено несколько речек с якутским названием Олгуйдах – Котельная. Каких-либо котлов или чанов размером 5 м в быту местного населения не было.

На поиск мифических котлов летом 2008 года из Москвы собралась экспедиция. Ее костяк состоял из Сергея Ананова и Евгения Трошина. Таким же был и экипаж двухместного вертолета Robinson R-22 – основного поискового инструмента экспедиции. Вертолет был переброшен Сергеем своим ходом в Якутск за 5 дней. Покрыто расстояние 6489 км. Установлен рекорд скорости на данном маршруте. Сразу после финиша – перегон в г. Мирный и пос. Чернышевский на западе Якутии. Отсюда должны были начаться поиски котлов. Но где же все-таки искать? Занимаясь топонимикой, трудно пройти мимо основополагающего мифа якутского народа «Олонхо» (Нюргун Боотур Стремительный). В песнях говорится о том, как огненный богатырь Нюргун Боотур поднимается к небу для битвы с преступным пришельцем. Эти описания подтолкнули к поиску каких-то физических явлений, которые могли лечь в основу народной фантазии.

По сообщениям свидетелей Тунгусской катастрофы, в небе над тайгой в 1908 году взорвалось не одно, а два или три огненных тела, следовавших до этого места по разным траекториям. Согласно одной из современных гипотез (А. Ольховатов) это был взрыв огромного плазмоида – сгустка плазмы, похожего по своей природе на шаровую молнию. Такие плазмоиды могут вырываться из недр земли с большой глубины, выбрасывая в воздух тонны измельченной породы. Затем такие тела могут скользить вдоль поверхности планеты под влиянием магнитных силовых линий, чтобы разрядиться где-то мощным взрывом. В результате глубинных тектонических подвижек происходит моментальное выделение газа гелия, растворенного повсеместно в земной коре и глубже, в мантии, что, в свою очередь, может привести к образованию плазменного тела.

Еще одна зацепка. В 60-х годах среди красноярской тайги геологи обнаружили циклопическое нагромождение камней, имеющее правильную конусовидную форму, – Патомский кратер. По одной из версий, образование кратера произошло не от врезания в поверхность Земли крупного тела, а от выброса массивного тела из ее недр. Возможно, что так и должно выглядеть место выхода плазмоида на поверхность. Можно ли сравнить плазмоид с огненным богатырем Нюргун Боотуром? Если шары вылетают из-под земли, то это место должно быть заметно по вздыбленной или обожженной породе. Не исключалось, что такое место может быть связано и с Олгуйдахом, где покоятся знаменитые котлы, недаром одно из названий рек в этом районе звучит как Оттомоах, то есть «дыра в земле». Так среди зеленых волн таежного океана поисковики надеялись разглядеть утлую лодочку правильной геометрической формы.

Вертолет R-22, официально сертифицированный для эксплуатации в России, имеет одну бортовую УКВ-радиостанцию. Этого вида связи хватает на устойчивое взаимодействие с любым МДП на дистанции до 80–100 км. Однако зоны ответственности почти всех МДП (кроме Московской зоны) шире этого радиуса. КВ-связь конфликтует с приборным оборудованием вертолета. Приходится связываться с МДП через другие борты или по спутниковому телефону.

В ходе подготовки на карте были отмечены наиболее вероятные места залегания котлов, связанные с мифами и легендами. Места разбиты на квадраты для методичного облета на разных высотах. Каждый день – вылет к новому месту, при этом для эффективного использования летного времени маршрут подлета и отхода составлялся через все попутные линейные объекты (реки, старые дороги и тропы), которые и так надо было обследовать. Возможность поисков на легком вертолете поднимала шансы на успех, ведь, несмотря на интенсивное движение авиации, в том числе вертолетной (Ми-8), в зоне Мирного, полеты проходят по давно определенным маршрутам и немногочисленным воздушным линиям. Вероятность, что кто-то свернет в сторону или просто отвлечется от работы и станет высматривать внизу что-то необычное, весьма низка.

Надежда на везение новичков оправдалась. На третий день поисков именно в районе реки Оттомоах, пролетая над лесистым участком, пилот заметил круглую поляну, метров 20 в диаметре. При ближайшем рассмотрении она оказалась воронкой, заболоченной в середине, с каменистыми краями. Вообще, камни на поверхности болотистой якутской тундры, поросшей мхом, – явление редкое, а тут – каменные берега. Снаряженная тут же к этому месту пешая экспедиция обнаружила вулканический кратер с выбросом магнетитовых пород по краям. Как геологический объект, это место было, конечно, интересным и, скорее всего, ранее неизвестным. Правда, к котлам оно не имело отношения и на плазмоидный выход тоже не походило, однако лишнее свидетельство вулканической активности на Вилюйском плато дополнило версию о плазмоидах. Более интересная находка ждала впереди.

На пятый день поисков, как раз по пути от одного «подозрительного» места к другому, недалеко от пос. Айхал, на склоне невысокого плато показались округлые горки правильной формы и красноватого цвета. Размер этих куч впечатлял – не менее 10–20 м в высоту. Издали их поверхность выглядела необычайно ровной, как песочек, высыпанный из гигантского ведерка, словно кто-то огромный лепил куличи на зеленой траве. Один, второй, третий… Сверху казалось, что эти кучи выстраиваются в какие-то выгнутые линии. Одни выше, другие ниже. Поросшие лесотундрой или темными пятнами лишайника, холмы походили друг на друга цветом и равномерным мелким гравием, устилающим склоны. Некоторые из них были просто круглыми со слегка заостренной вершиной. Некоторые имели длинный шлейф, плавно переходящий в вершину. Казалось, это след бульдозера, формировавшего островерхие кучи, однако предположить размеры бульдозера могло лишь сознание фантаста, поскольку у основания «песчинки» этих куч составляли около метра. Особенно интересным показался холм, похожий на пирамиду, с четко заметными гранями. К этому добавлялись ровные «полки» слева и справа от вершины. В Египте можно было бы предположить, что перед нами древний храм. После посадки на таком каменистом бархане первое желание – проверить уровень радиации. Фон удивил: всего 4 микрорентгена – мало даже для Подмосковья. Итак, радиоактивности нет, а по лишайникам можно догадаться, что этим холмам не менее ста лет. Значит, это не продукт человеческой деятельности. На курумники рассыпавшихся скальных выходов тоже не похоже: самих останцов нигде не видно. Красноватый цвет камней, видимо, объясняется повышенным содержанием железа. Выводы о природе этих каменистых образований надо бы оставить геологам. По разбросанным осколкам камней самостоятельно можно лишь предположить явление, подобное гейзеру, с тем различием, что в данном случае вверх била струя из измельченного камня. Сходство этих насыпей с Патомским кратером очевидно, различается только масштаб. Хочется спросить: а как же Олгуйдах и медные котлы, с которых началась эта экспедиция?

Коль скоро ничего, кроме этих насыпей, пока обнаружить не удалось, предположение напрашивается само собой: это и есть те котлы, о которых говорили якуты. Трудности перевода и время превратили первоначальные свидетельства в легенду о рукотворных металлических полусферах, однако надежда найти настоящие котлы пусть живет еще для вдохновения новых исследователей. Не на земле, а в небе над этим местом иногда удается увидеть больше. Так, туристам из пос. Удачного посчастливилось сфотографировать полупрозрачный купол, вставший на их глазах над берегом Олгуйдаха. Это явление сопровождали яркие огненные шары, летавшие вокруг купола. Приятно, что явление было зафиксировано с хорошим разрешением, не вызывающим подозрений. Найденные каменные насыпи действительно могут быть местами прорыва на поверхность неких энергетических выбросов, описанных в якутском фольклоре в образе огненного великана. Как и предполагалось в начале, места таких выбросов могут быть заметны с воздуха.

Загадки аэронавигации

Несколько наблюдений об особенностях применения легкого вертолета в экспедиции. Значительных усилий требует организационная подготовка к перелету. Чтобы пролететь из Москвы в Якутск на аппарате с максимальной взлетной массой всего 620 кг, потребовалось согласовывать план полета с Росаэронавигацией и Госкорпорацией по организации воздушного движения. Правда, к чести этих организаций, на всех уровнях можно было найти поддержку и оперативное содействие. Однако правила полетов применительно к малой частной авиации на эшелоне ниже нижнего, конечно, требуют упрощения.

Сколько сил отняли ежедневные согласования со средними и нижними звеньями – военными, зональными, спасательными, диспетчерскими. И все это помимо аэродромных служб подготовки к вылету. Такой плотный контроль за двухместным воздушным судном представляется избыточным. Мирнинский МДП (местный диспетчерский пункт) работает очень точно. Никаких отступлений от правил. Каждый день вылет с неработающего аэродрома в пос. Чернышевском разрешался только по заявке, которую нужно было суметь заранее передать в г. Мирный, в ней указать все детали многочасовых полетов в квадратах поиска. Вертолет R-22, официально сертифицированный для эксплуатации в России, имеет одну бортовую УКВ-радиостанцию. Этого вида связи хватает на устойчивое взаимодействие с любым МДП на дистанции до 80–100 км. Однако зоны ответственности почти всех МДП (кроме Московской зоны) шире этого радиуса. КВ-связь конфликтует с приборным оборудованием вертолета. Приходится связываться с МДП через другие борты или по спутниковому телефону. Во время полетов по Мирнинской зоне был выбран второй способ, однако контрольную связь требовалось устанавливать каждый час в 00 минут. Для пилота это означало: 5 мин. на разговор с МДП, 5 мин. на взлет, 30 мин. спокойного полета, а потом – напряженный подбор площадки для посадки, так как спутниковым телефоном в воздухе пользоваться практически невозможно. Главное – успеть приземлиться в 56–57 мин., чтобы не опоздать со звонком. И так – каждый час на протяжении нескольких летных дней. Посадки производились почти всегда на болотах. Кто летал летом в Якутии, знает, как на десятки километров до горизонта простирается ковер топкой лесотундры с редким вкраплением болот. Приходилось выбирать островки мха в центре трясины, при этом только белесого мха (не зеленого и не черного). Полозья шасси тонули, но при уменьшении подъемной силы дальнейшего погружения не происходило. Мох держал вес аппарата и не касался воздухозаборника, при этом нужно следить за дифферентом, чтобы хвостовой винт не задел за континент.

Спрашивается, так уж нужно было выполнять такие посадки ровно каждый час, чтобы докладывать на МДП «борт – порядок»? Просьбы пилота изменить график связи хотя бы на раз в два часа не принимались. Будем надеяться, что с развитием малой авиации радиомощности МДП будут увеличены и установлены ретрансляторы. Вопрос топлива – ключевой для полетов в Сибири. Вертолет летает на авиационном бензине. Штатного (100LL) нет нигде. Б-91 – только на крупных аэродромах. В полевых условиях приходится летать на автомобильном бензине. Для описанной экспедиции было специально разработано устройство контроля детонации в двигателе. При первых признаках детонации срабатывала сигнализация, но ведь и автомобильный бензин должен быть не хуже Аи-92, а в районе полетов и 76-й был в дефиците. О его качестве лучше не вспоминать. К счастью, экспедицией заинтересовались и правительство Республики Саха (Якутия), и знаменитый покоритель Арктики А. Чилингаров, и акционерная компания «АЛРОСА», которая выделила 1,5 т редчайшего в этих краях Аи-95. Надо отметить, что буквально все представители «АЛРОСА» и Мирнинского аэроузла тепло приветствовали идеи и цели экспедиции. Оказалось, что за стеной официальных должностных инструкций во многих согражданах живет интерес к истории, к своей земле, к ее неразгаданным загадкам.

Источник: Вертолетная Индустрия