Amstat: сильный третий квартал для вторичного рынка

Последний анализ вторичного рынка деловых самолётов Amstat, показывает, что активность в третьем квартале оставалась высокой: общий объём сделок с реактивными и турбовинтовыми самолётами вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 9,5% превысил средний квартальный уровень за 10 лет. С начала года объём сделок вырос на 8,7% в годовом исчислении. Запасы в третьем квартале увеличились на 2,2% и на 9,6% с начала года, при этом на продажу выставлено 6,7% активного парка, что по-прежнему ниже долгосрочного среднего показателя в 7,5%.

Объём сделок с подержанными бизнес-джетами в третьем квартале вырос на 5,6% в годовом исчислении и на 12,4% выше среднего показателя за десятилетие. Запасы бизнес-джетов сократились на 1,4% в годовом исчислении, при этом доля доступных самолётов составила 7,7%, что ниже десятилетнего показателя в 8,4%.

Объем сделок с турбовинтовыми самолётами снизился на 1,8% по сравнению с третьим кварталом прошлого года, но активность остается на 7,5% выше долгосрочного среднего значения. Запасы турбовинтовых самолетов выросли на 11,5% в годовом исчислении, при этом доля зарегистрированных самолетов составила 5,3% от общего парка, что все еще ниже среднего показателя за десятилетие в 6,1%.

Тяжелые бизнес-джеты продемонстрировали рост количества сделок на 2,7% по сравнению с третьим кварталом прошлого года и на 11,8% с начала года, в первую очередь за счет Gulfstream G550, GIV-SP и G650ER. Запасы в этом сегменте увеличились на 5,4% в годовом исчислении. Хотя средние цены предложения оставались стабильными, медианные значения с мая по сентябрь выросли на 8%.

Суперсредние джеты показали снижение квартального объёма сделок на 8,9% по сравнению прошлым годом, но по-прежнему на 9,6% выше, чем с начала года. Наиболее продаваемыми моделями были Cessna Citation X и Sovereign, а также Gulfstream G200. Запасы в этой категории снизились на 4,4% в годовом исчислении. Средние цены предложения снизились, но медианные значения выросли на 6%.

В третьем квартале продажи средних самолётов выросли на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря Hawker 800XP, Citation Excel и Citation XLS+. С начала года запасы выросли на 7,5%. Запрашиваемые цены в целом выросли, в то время как медианные значения в третьем квартале увеличились на 3%, но остаются на 6% ниже с начала года.

Продажи лёгких бизнес-джетов продолжают набирать обороты: в третьем квартале объём продаж на 8,2% превысил прошлогодние показатели, а с начала года – на 12,9%. Наиболее востребованными моделями стали Cirrus SF50 Vision Jet и Citation Mustang. Запасы к концу квартала были на 4,7% выше уровня начала года. Средние цены предложения снизились на 4%, а медианные – на 5%.

Продажи турбовинтовых самолётов в этом квартале снизились на 1,5% в годовом исчислении, хотя с начала года рост составил 3,5%. Увеличение запасов продолжается по мере выхода на рынок новых самолётов. Ценовое давление очевидно: средние запрашиваемые цены снизились на 2,6%, а медианные значения – на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На самолёты в возрасте 10 лет и моложе приходится 20% текущего предложения, по сравнению с 22% в 2024 году, в то время как на самолёты старше 20 лет теперь приходится 52% от общего объёма предложения. Северная Америка продолжает доминировать на мировом вторичном рынке, на долю которой приходится 70% предложения, в то время как Западная Европа увеличила свою долю до 37% от оставшегося рынка.

Распределение запасов по производителям осталось стабильным: Cessna и Dassault продемонстрировали незначительный рост, а Beechcraft и Pilatus – небольшое снижение. Piper расширила свою долю в сегменте турбовинтовых самолётов.

«Вторичный рынок продолжает демонстрировать устойчивость и глубину во всех сегментах», - заявил генеральный директор Amstat Эндрю Янг. Он добавил, что, несмотря на рост запасов, устойчивая активность и спрос указывают на сохраняющуюся уверенность в преддверии четвёртого квартала.