У вертолета, как и у любого из технологических творений, есть сложившаяся репутация и привычный круг обязанностей. Вертолеты были созданы для войны. И именно война продолжает оставаться их главной работой. Но конструкция и возможности вертолетов с самого начала подразумевали массу новых и весьма неожиданных сфер применения. Мы не станем останавливаться на самых очевидных и ставших привычными – на транспортировке людей и грузов и участии в спасательных операциях.
У вертолета, как и у любого из технологических творений, есть сложившаяся репутация и привычный круг обязанностей. Вертолеты были созданы для войны. И именно война продолжает оставаться их главной работой. Но конструкция и возможности вертолетов с самого начала подразумевали массу новых и весьма неожиданных сфер применения. Мы не станем останавливаться на самых очевидных и ставших привычными – на транспортировке людей и грузов и участии в спасательных операциях. Нас интересуют новые координаты и горизонты, которые открылись и стали доступными благодаря вертолетам, а также некоторые неожиданные дополнения и приятные бонусы к нашей повседневной жизни. Вертолеты все больше начинают ассоциироваться ни с грозными машинами, наносящими урон противнику, и воздушными судами, спасающими людей, а с тем, что может провоцировать, пробуждать фантазию и развлекать…
Вертолет может украсить интерьер
Речь, конечно, ни о моделях вертолетов – тех же Ми-8 и Sikorsky S-76, стоящих на шкафу в гостиной. И вообще, место ли таким предметам в интерьере? Мы говорим о настоящих вертолетах. Парашюты с росписью и без и части силовых агрегатов давно стали общим местом для хай-тековского дизайна. Кто-то лепит полноразмерные каркасы Bell-407 из картона и папье-маше в честь патриарха архитектурного дизайна Франка Гери, который то же самое делал с мебелью. Кто-то распиливает фюзеляж под ресепшн и барные стойки. Собственно говоря, практически все детали летающих машин годятся в дело. А вот разместить в интерьере настоящий вертолет, причем ни как экспонат, а в качестве главного организующего элемента – кажется запредельным чудачеством. Однако дизайнеры чаще всего знают, что делают. Вертолет внутри – непростая начинка. Никакой Bentley, надраенный и перевязанный шелковыми лентами, стоящий посреди ресторана или развлекательного центра, не сравнится с впечатляющей винтокрылой машиной. Если вы по-настоящему хотите удивить своих посетителей и клиентов, то вертолет – это то, что вам нужно.
Вертолеты нужны для съемок экстремальной рекламы
«Вы готовы испытать на себе самое экстремальное виндсерф-шоу из когда-либо существовавших?» – такой многообещающий призыв появился на улицах Мюнхена в мае 2006 г. Он исходил от сообщества Red Bull Storm Chase. Как явствует из названия, команда организаторов шоу работает под патронажем и на деньги своего спонсора – известного производителя энергетических напитков. Такие группы экстремалов, которые на деньги спонсоров совершают потрясающие восхождения и трюки, есть во всем мире, в России это «Русский экстрим» Валерия Розова.
Шесть месяцев спустя, когда тяжелейший шторм ударил по Северо-Европейскому побережью Атлантики, смельчаки из 9 стран в полной боеготовности встретили 11-е по счету шторм-соревнование.
После этого довольно рискованного виндсерф-шоу вышло не менее впечатляющее видео. Но сначала прозвучали команды – «На взлет!» и «Мотор, начали!». Чтобы сегодня снять что-то по-настоящему экстремальное, без вертолета не обойтись. Для этих целей командой Red Bull Storm Chase был арендован Bell 407 немецкой компании Heliteam.
Два главных условия проведения акции преследователей шторма – это шторм силой от 10 баллов и 2 виндсерфера в каждой команде страны-участницы. Участники отбирались посредством интернет-голосования на сайте www.redbullstormchase.com, где каждый активный виндсерфер мог зарегистрироваться и представить на суд экспертной комиссии свой спот, соответствующий заявленным условиям. И все эти условия были соблюдены. Правда, по итогам голосования Германия получила три состава.
Хорошего шторма ждали долго. Ежедневный просмотр метеосводок стал неотъемлемой частью жизни преследователей. Шоу началось 1 ноября, когда к берегу приблизился свирепый шторм Бритта со скоростью 70 узлов в час, грозя проглотить 24 виндсерфера из 9 европейских стран. Испытание в том числе и для нескольких отважных девушек прошло успешно.
Вертолеты нужны для транспортировки собак-спасателей
Здесь на фотографии вы видите учения Швейцарского альпийского клуба (SAC) в районе Андерматта. В подготовке участвуют не столько люди, сколько собаки-спасатели. Для того чтобы начать свое горно-спасательное образование, собака вначале должна сдать тестовый экзамен. Выдержав его, четвероногие помощники вместе с наставниками проходят курсы повышения квалификации и получают соответствующее звание и диплом SAC. Но, даже получив диплом, мобильные связки человек – собака-спасатель продолжают тренироваться. И главное – собака должна прекрасно переносить полеты на вертолетах!
Кстати, монастырские сенбернары уже практически не участвуют в спасении людей из-под снежных завалов. Команды спасателей, в распоряжении которых самые современные техсредства, предпочитают другие, более выносливые породы собак.
На вертолетах можно протестовать
На снимках, сделанных в ноябре 2006 г., активисты аргентинского Greenpeace пытаются с вертолета помешать работе бульдозера, сметающего лесной массив. Это была акция против вырубки лесов для посадки на этой территории трансгенной сои, одним из потребителей которой является в числе прочих российское животноводство. Соевый шрот из Аргентины и США – непременная составляющая успеха отечественных агропредприятий. Собственно, это то, что мы едим.
В Аргентине за три минуты вырубается территория леса величиной с футбольное поле. Социальные последствия неутешительны. Правительство, поддерживающее производителей трансгенной сои, насильно выселяет местных жителей и фермеров с их земель. Вырубленные деревья не используют, а сваливают в многокилометровые кучи. Известно, что даже на подготовленной земле выращивать сою можно лишь в течение двух лет, после чего питательные вещества, содержащиеся в почве, заканчиваются. Решают эту проблему двумя путями: либо используют большее количество удобрений, либо бросают эту землю и начинают осваивать все новые и новые лесные массивы.
«Ради того, чтобы накормить свиней в Европе и кур в Китае, аргентинские власти закрывают глаза на столь варварское уничтожение лесов, а ведь кажущиеся огромными лесные массивы могут исчезнуть очень быстро», – утверждают активисты Greenpeace.
Кстати, это не первая и не последняя столь зрелищная акция местных зеленых с использованием вертолетов и другой техники. Защитники природы оснащены не хуже маленькой мобильной армии. За год до этого была еще более масштабная акция против вырубки леса Гран-Чако. Активисты Greenpeace на мотоциклах блокировали работу техники. Другая группа на вертолетах, раскрашенных в цвета ягуара, снимала на видеокамеру истребление лесов с высоты птичьего полета. Разумеется, группа «ягуаров» была арестована, и среди задержанных оказался исполнительный директор Greenpeace Аргентины Мартин Прието.
Вертолет может легко заменить лимузин
По всем параметрам – включая цену – вертолет для частных лиц не что иное, как представительское транспортное средство. Но одной цены мало – людям со статусом важно, чтобы и по сути это был лимузин. Практически у всех производителей вертолетов в модельном ряду есть машины такого класса. Но есть среди них и настоящие лидеры продаж. Так, у компании Agusta Westland среди модельного ряда есть вертолет-лимузин для тех, кто любит комфорт как в небе, так и на земле. Agusta, долгое время производившая вертолеты по лицензии, извлекла выгоды из знания технических особенностей вертолетов других производителей. Ни одна вертолетостроительная компания сегодня не может похвастаться таким разносторонним опытом лицензионного производства вертолетов. В итоге ею были созданы такие известные машины, как двухдвигательные А-109 Power и Grand, боевой А-129Mangusu и многоцелевой Super Lynx 300, а также новейшие AW-139 и ВА-609 Tilirotor.
Представительской моделью от Agusta стал вертолет А-109 Elite. Без сомнения, это шедевр вертолетостроительного искусства. Дизайном А-109 в середине 70-х вдохновились американцы при создании Sikorsky S-76, а это говорит о многом.
Элегантность дизайна интерьера и функциональность, скоростной и плавный полет обеспечивают комфорт на борту вертолета. Самое современное приборное оборудование на основе многорежимных электронных дисплеев. Большая площадь остекления пассажирской кабины создает прекрасный обзор. Сдвижные двери пассажирского салона приводятся в действие электроприводом, на киле установлена антенна спутниковой
связи. Убирающиеся шасси оснащены прожекторами для посадки и руления.
Вертолеты производства Agusta Westland способны удовлетворить самые взыскательные требования как гражданских, так и военных заказчиков.
Вертолеты вдохновляют
Разумеется, вертолеты не могут не вдохновлять. Наверное, уже ни одна выставка – фотографическая или художественная – не обходится без «черных ястребов», «агуст» и «еврокоптеров». Просто вертолет скрывает в себе массу смыслов – война, мощь, господство в воздухе, высота, полет, совершенство, и при этом он остается довольно загадочным объектом – и с технической, и с эстетической точки зрения. При этом знающие люди говорят, что хорошо снять вертолет очень сложно – так, чтобы не получились однообразные снимки летящего объекта.
Но образ вертолета волнует не только художников и фотографов. Лыжный фристайл, или могул, – акробатический вид спорта, – собственно, начинался с трюка под названием «геликоптер». Спортсмен осуществляет в прыжке вращение на 360 градусов. Потом канадец Джей Кассон усложнил этот трюк – догадался хватиться за лыжи в полете – «взять грэб». Трюк с таким же названием есть и у виндсерферов. Прыгнуть с волны на волну, да еще при этом прокрутиться вокруг своей оси – это выглядит потрясающе.
Вертолеты помогают делать ТВ-новости
Создается впечатление, что вертолеты были специально изобретены для нужд телевидения. Более подходящее телевизионщикам транспортное средство трудно себе представить. Чем были бы современные CCN, CBS, FoxNews и BBC без вертолетов? Львиная доля актуальных новостей сегодня добывается с помощью винтокрылых машин. Наблюдать, обозревать и даже преследовать и при этом всегда быть первыми на месте событий – все эти возможности делают журналистов практически всемогущими. Мало того, теперь у телевизионщиков появился свой собственный вертолет Robinson R44 Newscopter.
Этот агрегат – первый вертолет для СМИ, спроектированный специально для нужд телекомпаний и рынка телекиноиндустрии в целом, позволяет вести самую высококачественную видеосъемку с передачей материала в прямой эфир, что особенно важно при освещении новостей непосредственно с места события.
Обладание уникальным вертолетом – технический и интеллектуальный прорыв для реализации абсолютно новых телепроектов, переход к новой концепции современного новостного телевидения. Всего по миру летают и снимают около ста подобных вертолетов. Появился такой вертолет и у одного из российских телеканалов.
Кроме высококачественной картинки цифровая система облегчает точность управления комплексом, проста в обслуживании и устойчива к изменению внешних условий применения. Newscopter оснащен пятиосным гиростабилизированным телевизионным комплексом кругового обзора, включающим цифровую телекамеру с линзами 21-кратного увеличения.
У нас пока полеты над территориями крупных городов запрещены для всех, кроме спецслужб. Запрещены даже и в некоторых местах Подмосковья (например, по Рублево-Успенскому шоссе, где находятся в большинстве своем ареалы обитания политической и бизнес-элиты). Но, как считают наблюдатели, дело за малым: менеджеры телеканалов должны будут найти общий язык с властями о ведении новостных съемок в крупных городах. При определенных связях и некоторых средствах решить сегодня можно все, что угодно.
В вертолеты можно играть
Никто так не управляется с радиоуправляемыми вертолетами, как этот человек, снятый на одном из американских состязаний по управлению RC-вертолетами. Чернокожий трюкач демонстрирует так называемый стиль пилотирования 3D, поражающий своими невообразимыми фигурами. Вот его последняя игрушка – электрическая модель, по всем параметрам превосходящая вертушки, летающие на бензине. Зрители буквально замирают, когда он выделывает свои трюки. Важное уточнение: несмотря на безумные маневры, его вертолеты никогда не падают.
За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала очень надежной, в конструкции многих применяются современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными, более совершенными программами, а применение цифровых рулевых машинок и пьезогироскопов с функцией Heading Hold дают возможность пилотам выполнять сложные фигуры пилотажа, не подвластные ни одной другой летающей модели.
Американские радиомоделисты, специализирующиеся на моделях вертолетов, самокритично называют себя хелифриками. Это и немудрено, ведь радиоуправляемые вертолеты – одно из самых захватывающих увлечений и вместе с тем одно из самых сложных, требующих полной самоотдачи. Если кто-то решил завести себе модель радиоуправляемого вертолета, ему нужно быть готовым не только к тому, что на обучение уйдет масса времени, но и к тому, что ему предстоит без остатка проникнуться духом этого увлечения, позабыв про бизнес, работу, учебу и семью. По крайней мере, так происходит в Америке. Хотя основным центром и законодателем мод вертолетного моделизма по-прежнему считают Германию. Здесь проводится основная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. В Англии работает фирма Morley Helikopter, которая производит отличающиеся своей оригинальностью модели вертолетов. В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в модельном мире. В Стране восходящего солнца работает 200–300 магазинов, специализирующихся только на продаже и обслуживании моделей вертолетов. В месяц продаются около 5000 таких моделей. Продукция японских фирм Kyosho, Hirobo, Kalt, TSK известна во всем мире.
С помощью вертолета можно наблюдать таинственные круги
Сохранились гравюры XVI–XVII вв., изображающие, как нечистый загибает пшеницу кругами, место действия – Германия. Слухи и легенды о том, что черти и ведьмы по ночам делают круги, долго бытовали практически по всей средневековой Европе. Помните, как говорилось в сказке про Конька-Горбунка: «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Возможно, первыми вновь заговорили о кругах австралийцы: около реки Тулли на севере Квинсленда в январе 1966 г. (в Австралии это середина лета) возник четкий круг на тростниковом поле. В 1968 г. круги появились впервые в Англии возле Стоунхенджа. В наибольшем количестве и разнообразии такие фигуры (crop circles) появлялись в 1980 г. в графстве Хэмпшир, потом пиктограммы стали появляться по всей стране. В 1987 г. в Англии возникло 47 странных кругов, в 1988-м – 98 кругов, 1989-м – более 400, в последующие годы фиксировалось появление 500 и более кругов и пиктограмм на полях зрелой пшеницы.
Кто-то считает, что это явление – следствие естественного процесса, связанного с атмосферным электричеством. Электротехникам известен тлеющий разряд, здесь наблюдается нечто подобное: бесшумная молния, пробой конденсатора, где одной из пластин служит плоская поверхность поля, заполненного тонкими колосьями, на концах которых скапливаются статические заряды. Более распространена инопланетная версия, хотя имеется и вариант испытания секретных технологий, не говоря уже о самом очевидном предположении, что тут мы имеем дело с массовой мистификацией. Вопрос остается открытым.
Несомненно другое: не будь авиации, таинственную геометрию кругов никто не смог бы наблюдать воочию. Таинственные круги стали частью туристического бизнеса. Теперь можно арендовать вертолет и отправиться на экскурсию по местам посадок НЛО.
На вертолетных площадках можно играть в теннис
В январе 2005 г. швейцарец Роже Федерер и американец Андре Агасси сыграли необычный теннисный матч на вертолетной площадке гостиницы Бурдж-аль-Араб в Дубаи, где проходит крупный теннисный турнир. Товарищеский поединок проходил на высоте 321 м, где и был оборудован теннисный корт. Для встречи ведущих ракеток мира бывшую вертолетную площадку (415 кв. м) временно переоборудовали. На поверхности постелили травяное покрытие и сделали разметку. После матча теннисисты поделились своими впечатлениями. Агасси сказал, что испытывал непередаваемые словами чувства, а Федерер не мог сконцентрироваться, поскольку постоянно отвлекался на потрясающий вид Персидского залива. Ни слова о головокружении! Открытый чемпионат Дубаи по теннису, но уже на земле, проходит регулярно под патронажем принца шейха Мухаммеда бен Рашида.
Этот отель является самым высоким в мире. Его архитектура уникальна: отель построен в виде паруса, на последнем этаже есть вертолетная площадка. Здание стоит на искусственно созданном острове в 280 м от пляжа Джумейра. Этнический дизайн и восточное гостеприимство соединяются здесь с последними технологиями. Полы самых роскошных апартаментов покрыты 22-каратным золотом, а тех, что «попроще», – мрамором. 28-этажный отель вмещает 22 номера, цена на которые доходит до $28 000.
Источник: Ассоциация Вертолетной Индустрии