В Москве разрабатывается новый законопроект, разрешающий небольшим самолетам и вертолетам летать над столицей. Таким образом авторы хотят вернуться к теме системы воздушного такси. Эксперты уверены, что ничего у них не выйдет: Минобороны против
В Москве разрабатывается новый законопроект, разрешающий небольшим самолетам и вертолетам летать над столицей. Таким образом авторы хотят вернуться к теме системы воздушного такси. Эксперты уверены, что ничего у них не выйдет: Минобороны против.
В Госдуме готовится законопроект, который разрешит летать над столицей малым частным самолетам и вертолетам. Сейчас полеты над Москвой запрещены Федеральными правилами использования воздушного пространства. В небо могут подняться только самолеты и вертолеты МЧС и службы "скорой помощи". Всем остальным для того, чтобы пролететь над городом на самолете или вертолете, необходимо получить разрешения Генштаба, ФСО, столичного ГУВД, управления транспорта и связи и местного подразделения органа гражданской, экспериментальной и государственной авиации, рассказали "Газете.Ru" в Росаэронавигации. После согласования во всех этих инстанциях владельцы вертолетов и самолетов должны письменно уведомить о полете управления ФСБ по Москве и области и направить итоговый запрос мэру столицы, причем все подписи и согласования должны быть получены как минимум за 10 дней до вылета.
Как рассказал ИТАР-ТАСС источник в нижней палате парламента, новый законопроект отменяет почти все ограничения. Если проект закона будет принят, то, чтобы подняться в воздух, нужно будет просто сообщить об этом в контролирующие органы.
По словам авторов документа, это станет толчком для развития в Москве системы аэротакси. Причем, говорят они, за один километр полета на вертолете граждане будут платить всего 40 рублей, и в столице не будет больше пробок.
В Росаэронавигации "Газете.Ru" сообщили, что "слышали о подобной инициативе". "Но пока законопроект не внесли и не приняли, комментировать здесь нечего", - отметили в ведомстве.
В самой Госдуме, в том числе в профильном комитете, о подготовке проекта закона о грядущих полетах над Москвой, впрочем, ничего не знают. "Во всяком случае, у нас его не готовят, - заявил замруководителя аппарата комитета по энергетике, транспорту и связи Ираклий Асламазов. - А вообще, за воздушное такси выступали многие, но не думаю, что такой законопроект кто-то будет серьезно вносить".
Идея использования легких воздушных судов в качестве московского такси действительно не нова. Впервые она возникла у городских властей и даже начала реализовываться.
Первый официальный документ проекта - концепция целевой программы развития авиатакси - был принят еще в 2004 году. Планировалось, что в первую очередь авиатакси должно связать между собой аэропорты с наиболее оживленными точками столицы - вроде делового центра "Москва-Сити", затем - Санкт-Петербургом и другими городами Центрального федерального округа.
Предполагалось, что авиатакси будут пользоваться 273 тыс. человек в год (в основном корпоративные клиенты). По расчетам разработчиков, объемы начальных инвестиций в проект должны были составить от 630,5 млн до 730,5 млн евро, в том числе 380,5 млн евро - на приобретение самих "такси". В 2005 году мэрия объявила о создании 20 вертолетных площадок по берегам рек, на крышах зданий и крупных медицинских центров. Аэродромы планировалось построить по всему городу: на территории комплекса "Москва-Сити", в Крылатском, Лужниках, Сокольниках, Битце, Коломенском, ВВЦ, Серебряном Бору, возле Курского вокзала, в Нагатинской пойме и т. д. Предполагалось использовать и уже существующие объекты, находящиеся, например, на МКАД. Спустя еще год было создано специальное учреждение "Московские авиационные услуги". Оно разработало маршруты полетов и приобрело десять первых такси.
После чего профинансированный проект был практически закрыт: городским властям предъявили действующий приказ Генштаба Московского округа, согласно которому воздушное пространство над Москвой полностью закрыто для гражданских авиасудов.
Предложение мэрии в качестве выхода из ситуации прокладывать маршруты по руслам рек, над автострадами и промышленными зонами, а также создать единую систему управления полетами для коммерческих судов и уже летающих в воздушном пространстве авиасудов экстренных служб (санитарных, спасательных и пожарных) военное ведомство не поддержало. Как заявили военные, гарантировать безопасность стратегических объектов и мирного населения они могут только в том случае, если небо над Москвой полностью закрыто.
В 2006 году городские власти сдались. Мэр столицы Юрий Лужков заявил, что против развития системы авиатакси на территории столицы, потому что полеты над Москвой будут настолько дорогим удовольствием, что "ни один дурак не полетит".
В 2008 году воздушное такси стало связывать столичные аэропорты: "Внуково", "Домодедово", "Шереметьево-1", "Шереметьево-2" и "Быково". Были также разработаны стандартные маршруты полетов из "Внуково-3" в несколько городов Центрального федерального округа: в Нижний Новгород, Владимир, Калугу, Тверь и Иваново.
Как рассказали "Газете.Ru" в Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), такие перелеты стоят дорого. Расценки на полет устанавливаются, исходя из стоимости летного часа, вне зависимости от километража. Сейчас стоимость одного часа полета составляет 52 тыс. рублей. Функции аэротакси выполняет зарубежный двухдвигательный пятиместный вертолет стоимостью €3-5 млн. "Двухдвигательный, так как этого требует безопасность. Зарубежный, потому что должен быть обеспечен определенный уровень комфорта, хотя и российские Ми-8, которые используются некоторыми компаниями, обходятся в итоге не дешевле", - отмечают в АВИ.
"Если считать чистое время в полете, то для одного пассажира 15-минутный полет из "Крокус Экспо" до аэропорта Внуково на вертолете Eurocopter AS 355 будет стоить 5 тыс. рублей. Снижение цен возможно только в случае дотации вертолетных перевозок заинтересованными в проекте организациями", - пояснили в ассоциации.
К разрабатываемому законопроекту в АВИ относятся скептически: проверить каждого желающего полетать над столицей на профпригодность просто невозможно, а "летать над городом должны лишь адекватные люди на правильно обслуживаемой технике". (Тем не менее в ассоциации приветствуют старое предложение мэрии "открыть" несколько наиболее востребованных маршрутов над руслами рек Москвы для "проверенных вертолетных компаний").
Но, по мнению председателя комиссии по безопасности Мосгордумы, признанного специалиста в области авиации Инны Святенко, законопроект все равно получит отрицательное заключение. "По Воздушному кодексу Москва - запретная зона, - объяснила депутат. - Над Москвой нет единого радиолокационного поля, и у ПВО нет возможности отслеживать, кто, с какими целями и куда летит, где может приземлиться. Особенно это сложно на малых высотах". "Пять лет назад московские власти предлагали разработать единое радиолокационное поле, чтобы "чувствовать себя под контролем ПВО". Этот вопрос обсуждался, но все упирается в отсутствие средств, - отметила депутат. - Как только он будет решен, можно будет вносить изменения в законодательство. Пока же эта идея, похоже, слабо проработана с Минобороны".
Источник: сайт «Газета.Ru»