35 лет назад Ричард Ван Грунсвен (Richard VanGrunsven), основатель компании Vans Aircraft – самого популярного в истории производителя комплектов для сборки самолета (китов) не мог себе даже представить, что его компания когда-нибудь будет производить больше самолетов, чем основные производители. Но именно так получилось.
35 лет назад Ричард Ван Грунсвен (Richard VanGrunsven), основатель компании Vans Aircraft – самого популярного в истории производителя комплектов для сборки самолета (китов) не мог себе даже представить, что его компания когда-нибудь будет производить больше самолетов, чем основные производители. Но именно так получилось.
Ставшие классикой
Первой моделью молодого инженера из сельской местности штата Орегон был построенный им в начале 1970-х годов одноместный самолет RV-3. Выдающиеся летные характеристики этого самолета немедленно привлекли к себе внимание, и с 1973 года вновь созданная компания Van`s Aircraft начала его выпуск. Хотя RV-3 летал замечательно, но клиентам хотелось чего-то большего, и они буквально завалили конструктора запросами о двухместном RV. Тот немедленно откликнулся – и через два года новая машина была готова.
В своем первом полете двухместный RV-4 показал характеристики лучше тех, о которых Грунсвен мог мечтать. Его максимальная скорость была на 16 км/ч больше, чем у RV-3. Тандемное расположение было выбрано в связи с тем, что оно обеспечивало наименьшее воздушное сопротивление, более удобное восприятие осевой линии взлетно-посадочной полосы, экономию веса, и кроме того, стиль истребителя. RV-4 сразу же нашел уже готовый и восторженный рынок, а желающих купить этот самолет стало еще больше, чем RV-3.
С начала и до середины 80-х годов рынок частной экспериментальной авиации повернулся в сторону повышения многофункциональности самолетов и их пригодности для туризма. В ответ на эти изменения компания Van's Aircraft разработала самолет RV-6 с рядным расположением сидений. Результатом повышенного внимания к аэродинамическим деталям и совершенного дизайна стал абсолютно новый самолет, сохранивший короткий разбег и пробег, а также управляемость модели RV-4. Самолет RV-6 стал самым популярным в истории частной экспериментальной авиации. Вскоре на свет появилась и созданная на основе RV-6 модель RV-6A – с передней стойкой шасси, что больше соответствовало потребностям современных пилотов. Эти две модели стали настоящей визитной карточкой компании. Впрочем, как и RV-4. Именно на основе этих трех машин Van`s Aircraft в дальнейшем продолжила разработку своих новых модификаций.
Неиссякаемый Грунсвен
Первая из них появилась в 1995 году, когда в воздух поднялся прототип RV-8. Новый самолет с тандемным расположением сидений сочетал в себе все достоинства, перенесенные из многолетнего опыта эксплуатации RV-4 и RV-6/6A. Это – увеличенный, по сравнению с RV-4, салон, два багажных отделения и приборная панель большего размера. RV-8 обеспечил комфортный полет на большие расстояния, сохранив спортивный стиль.
Самолет оснастили двигателями Lycoming 150-200 л.с., и он мог развивать крейсерскую скорость 340 км/ч. А через три года – в 1998 году – первый полет совершил прототип RV-8A с трехопорным шасси.
В это же время велась работа и по созданию еще одной модификации – RV-9A, близкой по характеристикам к RV-6A, с рядным расположением сидений и трехопорным шасси. Впервые эта машина взлетела в воздух в декабре 1997 года. Новый самолет отличался большей утилитарностью: он был проще в управлении, рассчитан на использование менее мощных и, соответственно, с меньшим расходом топлива двигателей.
Приход нового тысячелетия компания отметила, выпустив на рынок малой авиации весной 2001 года двухместные самолеты RV-7 и RV-7A, которые должны были полностью заменить RV-6 и RV-6A. Новые модели оснащались двигателями Lycoming 160-200 л.с., имели больше пространства для ног и головы, вмещали больше топлива и имели больший допустимый вес.
Но на этих достижениях компания не остановилась, и уже через два года появился совершенно новый четырехместный самолет RV-10. Эта машина может брать на борт четырех человек, 230–270 литров топлива и багаж. А ее летные характеристики лучше, чем у большинства серийных самолетов.
Поэтому неудивительно, что столь плодотворная работа конструктора компании была по достоинству оценена, и 16 июня 2004 года Ричард Ван Грунсвен получил награду EAA – Freedom of Flight 2004 ("Свободный полет-2004"). Это самая высокая награда ЕАА (Experimental Aviation Association), которая присуждается ежегодно тем, кто внес огромный вклад в развитие авиации.
Около 6 тысяч самолетов RV летают сегодня более чем в 40 странах – от Греции до Австралии. В 2003 году началось производство самолетов RV и в России, а с 2007 года они собираются под маркой Cetus. Ключом к успеху самолетов RV стала совокупность таких особенностей, как хорошие летно-технические характеристики в сочетании с простотой обслуживания и управления, имея при этом относительную доступность и возможность построить самолет своими руками.
Источник: www.luxury-info.ru
Автор:Дмитрий Гнатенко